Mercedes-Benz изучает возможности строительства в нашей стране предприятия по сборке тяжелых грузовиков

Группа Mercedes-Benz (входит в концерн DaimlerChrysler AG) может со следующего года освоить производство тяжелых грузовиков в России. Об этом на днях в интервью немецкой газете Handelsblatt сообщил глава подразделения коммерческих автомобилей и будущий шеф группы Mercedes-Benz Экхард Кордес (в октябре он предположительно сменит Юргена Хубберта, который руководил группой Mercedes-Benz с 1998 г.). В компании 'ДаймлерКрайслер Автомобили РУС' RBC daily фактически подтвердили информацию о 'российских' планах автогиганта. Но при этом отметили, что в настоящее время концерн DaimlerChrysler лишь изучает возможности строительства предприятия в России, поэтому о деталях проекта говорить пока что преждевременно. Между тем участники рынка считают, что при нынешних продажах тяжелых грузовиков Mercedes-Benz в России строительство завода по их выпуску в нашей стране было бы оправданным. Если это произойдет, то немецкий автопроизводитель, скорее всего, пойдет по пути Volvo, организовавшей в Зеленограде небольшое предприятие по крупноузловой сборке грузовиков.

Как сообщил Экхард Кордес в интервью газете Handelsblatt, Mercedes-Benz рассчитывает со следующего года освоить производство тяжелых грузовиков на СП Beiqi Foton в Китае. Одновременно с этим его компания занята изучением 'других стран Азии', а в частности - России и Индии, на предмет создания там собственного производства тяжелых грузовиков в нижнем ценовом сегменте. В компании 'ДаймлерКрайслер Автомобили РУС', представляющей марку Mercedes-Benz на российском рынке, RBC daily эту информацию подтвердили: 'Что касается производства в России, то сегодня приоритетными направлениями для DaimlerChrysler AG действительно являются Китай и Россия, но если в Китае речь идет уже о строительстве, то в России концерн изучает возможности (экономические, политические, правовые вопросы). Конкретных же планов выпуска той или иной модели пока нет, тем более не приходится говорить о планируемых объемах выпуска'.

Между тем на вопрос, какие именно автомобили могут выпускаться в России, в 'ДаймлерКрайслер Автомобили РУС' отвечают более определенно. 'К тяжелым грузовикам Mercedes-Benz относятся грузовики с полной массой более 18 тонн. То есть Actros и некоторые разновидности Axor. Их целевая аудитория очень широка - от транспортных предприятий до строительных компаний, охватывает промышленность, добывающую отрасль и пр. При таком многообразии клиентов сложно определить цену автомобиля, поскольку в каждом конкретном случае она может существенно отличаться. Это зависит от фирмы - производителя кузова, дополнительных опций и многих других критериев. Вместе с тем наиболее распространенный в России пример тяжелого грузовика Mercedes-Benz - это строительный самосвал Mercedes-Benz Actros с полной массой 33 тонны, который стоит около 100 тыс. евро', - сообщили в пресс-службе компании.

Участники рынка c пониманием воспринимают инициативу зарубежного автогиганта. 'Намерение Mercedes-Benz начать производить тяжелые грузовики в России - далеко не первая подобная инициатива. На мой взгляд, таким образом Mercedes-Benz, как и некоторые другие зарубежные автогиганты, просто хочет обозначить свое присутствие в нашей стране, застолбить место в расчете на дальнейшую перспективу, например, на случай вхождения России в ВТО', - комментирует RBC daily ситуацию Сергей Ненужный, директор по маркетингу компании 'ЯРОВИТ Моторс', специализирующейся на производстве тяжелых грузовиков. Предпосылки же для прихода в Россию этого автопроизводителя, по словам экспертов, действительно существуют.

Например, по данным компании 'ДаймлерКрайслер Автомобили РУС', в первом полугодии 2004 г. было продано 192 тяжелых грузовиков Mercedes-Benz, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2003 года (167). В самой компании говорят, что реальный спрос на эти автомобили больше. 'Незначительный рост продаж за первое полугодие не дает ясной картины, отражающей реальный спрос на тягачи и самосвалы Actros. Достаточно упомянуть количество договоров на поставки, которые уже заключены. Автомобили находятся в производстве и будут поставлены клиентам в ближайшие несколько месяцев. В настоящий момент у нас есть около 200 оплаченных заказов, которые будут реализованы до конца этого года. Мы рассчитываем завершить этот год с цифрой 400 проданных грузовых автомобилей (имеются в виду только Actros. - RBC daily), - говорится в отчете 'ДаймлерКрайслер Автомобили РУС' за первое полугодие 2004 г. Впрочем, по словам экспертов, с учетом специфики сегмента рынка данных автомобилей и цен на тяжелые грузовики Mercedes-Benz их продажи в нашей стране и так уже достигли вполне приличного уровня. 'То, что в России в первом полугодии в целом было продано 192 тяжелых грузовика Mercedes-Benz (рост на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. - RBC daily), - показатель для компании неплохой, и ей действительно имеет смысл организовать в России производство', - говорит представитель компании 'ЯРОВИТ Моторс'.

Правда, если решение о строительстве в России завода Mercedes-Benz все-таки будет принято, его мощности, судя по всему, будут небольшими. 'Дело в том, что российский рынок - это не мировой рынок, он непрозрачен, поэтому строить завод большой мощности в России компании было бы опрометчиво. В случае если она все-таки осуществит свое намерение, то наверняка пойдет по пути Volvo, которая в настоящее время производит грузовики в Зеленограде. Это крупноузловая сборка, когда абсолютно все комплектующие поставляются из-за рубежа. Мощность сборочного производства Volvo в России - порядка 300-360 автомобилей в год, что очень немного', - отмечает Сергей Ненужный.

Отдел компаний

Андрей Сердечнов, 08.09.2004
Источник http://www.rbcdaily.ru