Руководитель комиссии Госсовета Удмуртии по экономике Олег Кузьменко на пресс-конференции 9 сентября высказал мнение, что республиканский закон об инвестиционных льготах, заработавший буквально на днях после 2 лет бездействия, может оказаться неинтересным для предприятий.

 

Как уже сообщалось, закон о предоставлении налоговых послаблений инвесторам был принят в республике два года назад, однако правительством Удмуртии не были разработаны механизмы его реализации в виде подзаконных актов. Принятие этого закона позволило Удмуртии существенно улучшить позиции в инвестиционном рейтинге регионов России журнала 'Эксперт', но реально законодательные условия для инвестирования в республике остались на прежнем уровне.

Весной 2004 года тема налоговых льгот для инвесторов была поднята руководством 'ИжАвто' в связи с осуществлением проекта по сборке южнокорейских автомобилей Kia Spectra. Лоббирование вопроса со стороны ижевского автозавода предопределили такие причины, как отказ корейских партнеров финансово участвовать в проекте, по крайней мере, на этапе его запуска, и имеющаяся задолженность 'ИжАвто' по прошлым годам в размере 700 млн рублей. Перед уходом на летние каникулы депутаты Госсовета Удмуртии одобрили законопроект о предоставлении 100-процентной льготы по налогу на имущество, используемой для реализации инвестиционного проекта - хотя и не на 5 лет, как хотели на 'ИжАвто', а на 2 года. Вторым послаблением для инвесторов стал законопроект о реализации льготы на прибыль на срок до 3 лет.

В среду, 8 сентября, был объявлен первый конкурс инвестиционных проектов. По мнению Олега Кузьменко, закон потерял свою актуальность для предприятий: в тех регионах, где подобные документы действуют уже не первый год, они на сегодняшний день уже не способны стимулировать инвестиционную активность, особенно со стороны внешнего капитала. По словам главы комиссии, финансовые позиции, по которым предоставляются льготы, - не самые затратные для предприятий, а изменения в налоговом и бюджетном законодательстве сокращают полномочия региональных властей по регулированию ставок.

Между тем объем инвестиций в экономику Удмуртии недостаточен для развития ее производительных сил. Для качественного прорыва доля всех видов инвестиций в структуре валового регионального продукта (ВРП) должна превышать 30%. В Удмуртии по итогам 2003 этот показатель составляет 17%: такая доля едва обеспечивает производство на уровне прошлого года. Для удвоения ВРП объем инвестиций должен быть увеличен в 2,3 раза, считает Олег Леонидович. Насколько реально выполнима эта задача, можно судить по тому, что по темпам роста объемов инвестиций в основной капитал республика в 2009 году отстанет от среднероссийского уровня ориентировочно в 2 раза. Если, конечно, имеющийся инвестиционный климат не улучшится. 'Либо в 2 раза больше инвестиций, либо в 2 раза меньше рост', - сформулировал стоящую перед экономикой Удмуртии дилемму глава комиссии Госсовета УР.