Упадок геологоразведочной отрасли Удмуртской Республики сегодня очевиден. Это признают и сами геологоразведчики и представители руководства республики - министр природных ресурсов Александр Кулагин и вице-премьер по промышленности Виктор Савельев, которые по долгу службы отвечают за воспроизводство ресурсной базы Удмуртии - и, прежде всего, конечно, за воспроизводство разведанных запасов такого стратегического ресурса, как нефть. Обсуждение проблем геологоразведки в последнее время вылилось на страницы целого ряда республиканских печатных СМИ, что говорит об особой актуальности этой темы. Так в чем же причины непростого состояния отрасли и каковы могут быть пути выхода из этой ситуации?

Нарушение баланса между приростом запасов и объемом добычи нефти в Удмуртии из-за сокращения геологоразведочных работ приняло в прошлом году катастрофический характер. Прирост разведанных запасов нефти в 2003 году составил всего 157 тысяч тонн, что соответствует лишь 1,8% от годового уровня добычи нефти в республике. Эти данные содержатся в тексте проекта закона 'О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики', подготовленного на основе президентской программы Александра Волкова. В том же документе говорится: 'Основной задачей в области использования и охраны недр на территории Удмуртской Республики является обеспечение стабилизации и увеличения добычи нефти, создание условий для геологического изучения: новых месторождений:, воспроизводство минерально-сырьевой базы'.

Что ж, задача поставлена и ясна. Но как добиться ее осуществления?

Решение в Москве?

В конце августа, отвечая на пресс-конференции на вопрос журналистов, как изменить ситуацию с разведкой нефти в Удмуртии в лучшую сторону, министр природных ресурсов УР Александр Кулагин ответил, что для этого необходимо изменить федеральное законодательство, которое не позволяет поддерживать нормальный уровень разведки новых  месторождений нефти. Об этом же в ряде своих интервью в последнее время неоднократно говорил и вице-премьер Виктор Савельев. По его мнению, федеральному центру следует восстановить платежи за пользование недрами, которые до 2002 года шли в фонд ВМСБ (воспроизводства минерально-сырьевой базы) и за счет которых, собственно, и осуществлялась львиная  доля нефтеразведки. Другой вариант, который предлагает Виктор Савельев, состоит в необходимости принятия поправок к закону 'О недрах', которые бы дали компаниям приоритетного получения лицензии на разработку месторождения в случае его открытия на условиях риска.

Нетрудно заметить, что оба этих решения не в компетенции региональных властей, а являются прерогативой федерального центра. Значит ли это, что от республиканских чиновников в этих условиях ничего не зависит? Пример соседних регионов - Башкирии, Татарии, Пермской области, показывает, что это далеко не так. 

Сравнительный анализ

Особенно ярко это видно при сравнении с Пермской областью. Так, в 1999-2003 гг. объемы финансирования сейсморазведочных работ в  Пермской области оказались в 4,6 раза выше, чем в Удмуртии. Это при почти равных объемах нефтедобычи, при значительно более высокой изученности пермской территории и гораздо более сложном ее рельефе, что затрудняет геологоразведочные работы.

Причем сравнение не в пользу Удмуртии характерно как до 2002 года, когда отменили отчисления на ВМСБ, так и после. Например, в 2001 году в Пермской области на цели геологоразведки было направлено 2,5 млрд рублей, а в Удмуртии всего около 480 с половиной  миллионов, то есть более чем в 5 раз меньше.

В 2002 году - после отмены отчислений на ВМСБ - объем разведочных работ у пермяков  в денежном выражении составил около 600 млн рублей, а в Удмуртской Республике -  менее 32,7 млн.

Вообще областная программа 'Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года' предусматривает общий объем финансирования в объеме 8,3 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 1,99 млрд (24,1%), бюджета Пермской области - 566 млн руб. (6,8%), собственных средств предприятий - 5,7 млрд руб. (69,1%). По годам суммы расходов обозначены следующим образом:  2003-й - 791,5 млн руб., 2004-й - 749,5 млн руб., 2005-й - 777,7 млн руб., 2006-2010-й - 5 984 млн рублей.

Конечно, на практике не все так радужно. Например в 2002 году программа была выполнена лишь на 86%. Однако даже на фоне этих трудностей объемы работ в Удмуртии выглядят плачевно - менее 31,5   млн рублей на геологоразведку в 2003 году. Неудивительно, что прирост разведанных запасов нефти в этот год оказался практически  нулевым (в сравнении с масштабами нефтедобычи).

Удар по геологам

Таким образом, можно сделать вывод, что  не все беды геологоразведки исходят от недостатков федерального законодательства. Многое зависит от  политической воли и профессионализма должностных лиц - от того, насколько умело они работают с федеральным центром, нефтяными компаниями и даже геологоразведочными предприятиями.

Между тем как раз с последним в республике не все благополучно. Примером этого может служить судьба такого предприятия, как ОАО 'Удмуртгеофизика'.

23 августа Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Екатеринбурге признал незаконным и не обоснованным решение Арбитражного суда УР по иску ОАО 'Удмуртгеофизика' к целому ряду органов государственной власти Удмуртской Республики. В список ответчиков входят такие ведомства, как Министерство природных ресурсов УР, Министерство финансов УР, Министерство имущественных отношений УР.

История возникновения этого судебного дела восходит еще к концу 2000 - началу 2001 года, когда у ОАО 'Удмуртгеофизика' было изъято оборудование на сумму стоимостью 46 671126 рублей. Сделано это было на основании письма министра природных ресурсов  Александра Кулагина, а также ряда постановлений Правительства Удмуртии и решений Госкомитета УР по собственности, согласно которым  изъятое  оборудование было признанно  собственностью Удмуртской Республики.

В основе официальной мотивации этих действий республиканских ведомств лежал тот факт, что изъятое оборудование  покупалось 'Удмуртгеофизикой' на средства за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) на территории Удмуртии, в то время как 75 % уставного капитала ОАО 'Удмуртгеофизика' находится в собственности Российской Федерации. Однако эта мотивация вызвала возражение у Минимущества России, которое утверждало, что отчисления на ВМСБ относятся к федеральным налогам. Тем не менее оборудование было  изъято и передано на баланс Минприроды УР. Впоследствии изъятое у 'Удмуртгеофизики'  оборудование использовалось в качестве уставного капитала для  таких организаций, как 'Удмуртская геофизическая экспедиция', ОАО 'НИПИ-нефть' и др.

Однако такой ход события не пошел на пользу, вряд ли стоит считать эти решения действительно выгодными для Удмуртии. Во-первых, как мы уже видели, раздробление активов такого мощного предприятия, как 'Удмуртгеофизика', и передача их другим компаниям не принесли положительных практических результатов -  именно в 2001 году, когда это было сделано (то есть еще до отмены ВМСБ), в Удмуртии началось резкое падение динамики прироста нефти. Во-вторых, решение Федерального арбитражного суда Уральского округа может обернуться сегодня для бюджета республики потерей более 68 млн рублей по иску 'Удмуртгеофизики'.

Перспективы

Одним из проектов, с которыми связаны реальные перспективы успешного развития геологоразведочной отрасли Удмуртии, сегодня является новое крупное совместное пермско-удмуртское предприятие 'Уралнефтегазгеофизика'. Его учредителями стали пермское предприятие НПП ООО 'Новик', а также республиканские предприятия ОАО 'Удмуртская геофизическая экспедиция' (УГЭ) и ОАО 'Удмуртгеофизика'.

Выгоды для республики очевидны. 'Уралнефтегазгеофизика' планирует организовать в Ижевске центральную базу для трех полевых партий (в республике уже зарегистрирован филиал предприятия). Это не только бы дало новые налоги в бюджет республики, но и позволило бы сохранить имеющиеся сто рабочих мест в УГЭ, а также  и создать еще около 150 рабочих мест. Прямую выгоду получили бы учредители новой компании - республиканские предприятия УГЭ и 'Удмуртгеофизика' - обладатели более 30 и 15 процентов акций 'Уралнефтегазгеофизики'.

Тем не менее этот проект сегодня столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны Министерства природных ресурсов УР, по инициативе которого был уволен с должности генеральный директор УГЭ Владимир Лаврентьев, а руководство 'Уралнефтегазгеофизики' было обвинено в вывозе оборудования УГЭ за пределы республики. Это обвинение выглядит весьма странно, если учесть, что все последние годы именно пермяки обеспечивали геофизиков Удмуртии основными объемами заказов на сейсморазведку, поддерживая тем самым на плаву республиканские предприятия. Удмуртская геофизическая техника работала по преимуществу на территории  Пермской области, так как в республике не был обеспечен  нормальный уровень заказов.

Не лучше ситуация и сегодня. На 2005 год в Удмуртии не объявлено ни одного тендера на сейсморазведку. Это в то время, когда ООО 'Новику' удалось получить для нового пермско-удмуртского предприятия заказы объемом работ на три полевые партии от ряда российских и иностранных организаций, крупнейшим среди которых стал пермский филиал 'Лукойла'. Общий объем сейсморазведочных работ в Пермском Прикамье в 2005 году составит около 400 млн рублей.

'Сегодня, - говорит директор  ООО 'Новик' Станислав Бухман, - на рынке геологоразведочных услуг могут успешно конкурировать только предприятия, способные осуществлять полный комплекс исследований. Среди западных компаний, которые активно осваивают российский рынок, следует выделить такие фирмы, как Haliburton и Schlumberger'.

Кстати, такое положение вещей сегодня весьма не устраивает федеральный центр, который прекрасно понимает, что доминирование на российском рынке геологоразведки западных компаний чревато потерей национального контроля в этой области. Западные компании получают достоверную информацию о запасах нефти в стране, и это позволяет им прогнозировать и регулировать рынок нефти, продвигая тем самым интересы стран, которые они представляют. Поэтому выход один - создание российских предприятий, которые бы могли конкурировать с западными компаниями. 'Именно к этому мы и стремились, - рассказывает Станислав Бухман, - создав в апреле совместно с республиканскими предприятиями 'Удмуртская геофизическая экспедиция' и 'Удмуртгеофизика' новое пермско-удмуртское предприятие 'Уралнефтегазгеофизика'. Это предприятие с центральной базой в Ижевске, на которой мы уже в ближайшее время планируем развернуть три геофизические партии, будет способно обеспечить выполнение сейсморазведочных работ не только в Пермской области, но и в Кировской, Республике Коми и, конечно, в первую очередь, в Удмуртии'.

Сергей Шмаков
Источник http://www.izvestiaur.ru