Минфин велел субъектам РФ вписываться в рыночную экономику

В среду министр финансов Алексей Кудрин сделал региональным властям серьезное внушение. Глава Минфина рассказал, что в следующем году на региональный рынок рублевых заимствований выйдет ряд регионов, которые раньше никогда не выпускали займов, и напомнил особо беспечным субъектам РФ, что со следующего года Минфин перестанет предоставлять регионам беспроцентные ссуды. Получается, что с нового года регионы лишатся 'бесплатных' денег и волей-неволей им придется вписываться в рыночную экономику. Однако эксперты полагают, что выпускать облигации, чтобы покрыть прежние бюджетные вливания, слишком дорого и рискованно.

По итогам 2003 г. общий объем долгов российских субъектов и муниципальных образований, по оценкам Минфина, составлял порядка 250 млрд рублей, из них рыночные долги занимали около одной третьей всей региональной задолженности. При этом большинство регионов чаще всего размещают небольшие по объемам краткосрочные займы. Так, в сентябре Башкортостан разместил свой четвертый облигационный займ хоть и со сроком погашения в три года, но всего лишь на 500 млн рублей. Другие цифры тоже не особо впечатляют. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ и Самарская область 'разместились' на 1,8 млрд рублей, а Свердловская область и Татарстан вообще не прибегали к выпуску облигаций.

Г-н Кудрин высказал свое неудовольствие тем, что одни регионы осуществляют выпуски облигационных займов, а другие - 'стоят в очереди за беспроцентными ссудами'. 'Это несправедливо', - огорченно констатировал министр. Но все же вероятность того, что, лишившись государственной 'халявы' в виде бюджетных беспроцентных ссуд, регионы один за другим побегут на рынок, невелика.

'На рынке региональных рублевых облигаций доминирует Москва - она занимает более 50% этого рынка, за ней следуют Московская область и Санкт-Петербург', - сказал RBC daily эксперт Standard&Poors Феликс Эйгель. Так что путем нехитрых арифметических вычислений можно сделать вывод, что регионам, не входящим в призовую тройку, развернуться особо и негде, да и дорого. 'Выходить на рынок, чтобы рефинансировать кассовый разрыв (бюджетные ссуды ведь выдаются обычно на 6 месяцев), достаточно дорого и рискованно. Кроме того, вполне вероятно, что государство будет вместо беспроцентных ссуд выдавать бюджетные кредиты, и ставка их будет, конечно, ниже рыночной процентной ставки', - говорит Феликс Эйгель.

'Конечно, у этих ссуд был недостаток: они в основном были краткосрочные и выдавались на один финансовый год. Но при этом довольно часто государство соглашалось пролонгировать их, особенно в случае, если задержка с их выплатой была связана с федеральными решениями, например, с выплатой зарплаты бюджетникам. Поэтому регионам некуда будет деваться - им придется выходить на российский рынок долговых инструментов', - отметил в беседе с RBC daily генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков.

Альтернатив у регионов действительно немного. Согласно статистике, доля банковских кредитов, занимаемых субъектами федерации, сейчас невелика, а к внешним заимствованиям им прибегать невыгодно. 'Что касается рынка еврооблигаций, то согласно действующему законодательству, регионы могут выйти на внешний рынок только с целью рефинансирования текущего долга, а увеличить внешний долг они не могут. В этом смысле в самом выгодном положении находятся Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область, которые еще до кризиса сделали большой выпуск еврооблигаций, и теперь они могут их рефинансировать', - объясняет Феликс Эйгель. 'С завершением реформы межбюджетных отношений у регионов появится возможность долгосрочного кредитного планирования и инвестиционной программы', - продолжает эксперт, отмечая при этом, что уже сейчас основным стимулом к выходу регионов на российский рублевый рынок будет в первую очередь высокая потребность в финансировании инфраструктуры, а не в той денежной прорехе, которая образуется после прекращения выдачи беспроцентных бюджетных ссуд.

Уже известно, что часть высвободившихся средств государство потратит с умом, своевременно субсидируя новый 'непопулярный' в народе, но любимый и выстраданный чиновниками закон о монетизации льгот. Сегодня г-н Кудрин объявил о том, что Минфин готов в 2005 г. направить 5-10 млрд рублей из резервного фонда на софинансирование и поддержку регионов в части монетизации льгот. Из 20 субъектов РФ, с губернаторами которых министр провел переговоры, от монетизации льгот и, соответственно, государственных миллиардов никто не отказался. Хотя не совсем понятно, кто будет контролировать целенаправленное вложение госсубсидий именно в 'монетизацию', а не во что-то другое.

Отдел экономики

Екатерина Гуркина