Многогранность смыслов фамилии человека, получившего на рубеже двух веков мандат на управление такой огромной и стратегически важной для сохранения мировых балансов страной, как Россия, лично мне не кажется простой случайностью. Символизм налицо, но поражают взаимоисключающие смыслы игры со словом 'ПУТИН'. От 'путины' (время промыслового лова рыбы, Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) до 'путаны' (шлюха, фр. - putain, итал. - puttana), от 'путевый' (дельный) и 'путем' (как следует, толково) до 'запутать' (сбить с пути, затруднить понимание) и 'путы' (то, что сковывает, порабощает, лишает свободы). Наконец, в самом нейтральном и лишенном какой-либо оценки контексте  'путь' - это дорога, линия в пространстве, где происходит передвижение.

Сегодня, когда программная речь президента России, произнесенная 13 сентября в присутствии высокопоставленных должностных лиц исполнительной власти страны, обросла комментариями, все вышеперечисленные смысловые грани высветились, как никогда, ясно. Теперь стало очевидно, что страна снова куда-то пошла, но куда мы придем - неизвестно.

СВЕРХУ, СНИЗУ И СБОКУ

Реакция регионального начальства прогнозировалась изначально:  оцепенение (на миг), потом хоровой одобрямс. Мнения обслуживающей региональные власти интеллигенции (эксперты, сотрудники администраций, имиджмейкеры, номенклатурные работники науки, культуры и общественные деятели) или наоборот тех, кто все еще продолжает фрондировать местным режимам, тоже можно 'сканировать', не читая местных газет и не смотря официальные новости региональных телекомпаний. Тем более что там почти ничего и нет - одних не пускают в эфир, чтобы не сказали 'лишнего', других просто не затянешь за уши.

Реакция народа, ради которой, видимо, и озвучено мнение самого рейтингового политика страны, пока неоднозначна (см. итоги опросов ФОМ). Все ждут, что будет дальше. Ситуация революционная почти по Ленину - верхи не могут, низы не хотят. Только с поправкой на 100 лет вперед - верхи не могут рта открыть без оглядки на Кремль, а низы ничего не хотят от власти, потому что больше не верят никому. Роль и место номенклатурной интеллигенции, не раз использованной на всенародных выборах - сбоку, в каких-нибудь общественных палатах при местных президентах и губернаторах, которые теперь, оказывается, всю свою сознательную жизнь были против 'выборной системы'.

Лично меня начинают немного раздражать речи как тех, что полностью 'одобрямс', так и тех, кто называет случившееся 'откатом в прошлое' и 'концом демократии'. Возможно, потому, что и те и другие с разных сторон навязывают России один и тот тоже катастрофический по сути сценарий. Профанация демократических принципов случилась намного раньше, 13 сентября.  И триумфальная победа 'Единства' (образца 1999 г.), и последующее избрание Путина президентом с огромным (по сравнению с поздним Ельциным) рейтингом доверия - нормальная реакция на кризис политической системы, сформировавшейся к концу 90-х годов. Правда, профанации с тех пор меньше не стало:

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Нельзя потерять то, что еще не создано, но можно окончательно все запутать. Если ни один из всенародно избранных региональных лидеров после 13 сентября не решился даже на минимум критического анализа, то они уже ведут себя как назначенные. Почти все из них не раз 'кончали демократию' в рамках вверенных территорий во время своих всенародных избраний и переизбраний. Так что иллюзии насчет демократичности действующей выборной системы в России к 2004 году уже развеялись, непоколебимым  осталось разве что право идти или не идти на выборы. Однако желания ходить становилось  все меньше, и я, например, стал иногда пропускать.

Замена всенародных выборов глав регионов на их назначение региональными парламентами по представлению Президента России, безусловно, возврат лет на пятнадцать назад. Но если посмотреть правде в глаза, то каждым выборам президента (губернатора) в любом субъекте РФ всегда предшествовало одно и то же - ожидание, что Кремль ознакомится, наконец, с ситуацией и 'поставит' на 'нормального' человека. То есть противостоять консолидированному административному ресурсу институты гражданского общества, в лице партий, общественных объединений, независимых СМИ и местного самоуправления, были не в состоянии. Теперь этому негласному ожиданию 'руки помощи' из Москвы предлагается придать легитимность.

Сколько выборных циклов просуществует новый порядок и когда население российских регионов вернется к прямым выборам своих лидеров без участия президента страны - вопрос, на который сейчас никто не сможет ответить. Сегодня главная проблема в другом - когда и каким образом этот новый порядок будет вводиться. Сопротивление новой революции сверху уже началось - президенты и губернаторы хором славословят Путина, негласно надеясь досидеть свои законные сроки, а потом передать власть преемникам. Глава ЦИК Вешняков на этот счет их вроде бы успокоил. Но его слова сильно отличаются от слов Президента РФ в части гарантий.

Для чего Путину вводить новый порядок с назначением региональных руководителей, если они и так его боятся? Надо полагать, совсем не для того, чтобы решить вопрос еще большего усиления лояльности и так лояльных к Центру губернаторов или из-за ностальгии по обкомовским временам. Очевидно, что десятки региональных администраций сегодня являются серьезным тормозным фактором на пути модернизации России. Менять их традиционно - путем перевыборов - можно, но этот процесс растянется еще на четыре-пять лет, то есть на весь второй президентский срок Владимира Путина, и ни о какой единовременной мобилизации страны для рывка в будущее тогда не может быть и речи.

МАЛЕНЬКАЯ УДМУРТИЯ

В Удмуртии из слов Президента России сделали один, но очень близкий чаяниям руководства республики вывод - надо кончать с выборами мэров городов, тем более что осенью будущего года заканчивается срок полномочий нынешнего мэра республиканской столицы.  На всенародных выборах глав местного самоуправления в сельских районах Удмуртии крест поставили уже давно. Жизнь там от этого, правда, лучше не стала. Это уже принципиально иной - контрреволюционный формат прочтения речи Путина, но так 'читают' президентские слова все региональные президенты и губернаторы.

Между тем, если 'путинская революция' не будет спущена на тормозах и превращена в торжество региональной бюрократии, президенту Удмуртии Александру Волкову (ставшему председателем Совета министров УР еще в июне 1993 года), скорее всег, придется покидать свой пост досрочно (где-нибудь к концу 2005-го - началу 2006 г.). Модернизатор из него, мягко говоря, слабый. Максимум, что он еще может сделать на своем посту, - построить обещанный зоопарк в Ижевске или почти завершить восстановление Михайловского собора. (Забыл! Еще обещано детское кафе за домом правительства и уже заканчивают класть брусчатку на Центральной площади.) Понятно, что все эти президентские проекты к социально-экономическим целям и задачам никакого отношения не имеют.  

История разработки республиканской программы развития на период 2005-2009 гг. тоже почти анекдотична. Двадцать лет назад (вскоре после смерти Генсека КПСС Черненко и только-только после воцарения Горбачева) я, заканчивая университет, сдавал госэкзамен по научному коммунизму нынешнему главному разработчику программы развития Удмуртии Олегу Ивановичу Боткину и он, проявляя социалистическую сознательность, снизил мне тогда оценку на балл по причине моего 'залета' в КГБ - бдительные товарищи сообщили о фактах прослушивания 'вражеских голосов'. Будучи в большой чести у властей, Олег Иваныч писал программы еще для обкома КПСС, и для всех правительств Удмуртии, включая  нынешнее.  Теперь  с этим научным багажом президент Удмуртии предлагает развивать республику вплоть до 2009 года. Понятно, что новую программу можно уже класть на полку и в лучшем случае пользоваться ей иногда как справочным материалом. Хотя, что касается удвоения ВВП, то программа эту задачу, естественно, предусматривает решить: 

 P.S. Начиная с данного материала  редакция газеты 'День' намерена сделать тему политической реформы в России постоянной. Принять в ней участие можно на сайте ИА 'День' (http://day.udm.net), отдельные фрагменты дискуссии будут использоваться для публикаций в бумажном выпуске 'Д'.