Ростислав Туровский, руководитель Департамента региональных исследований Центра политических технологий:

Центр политических технологий провел свой 24-й экспертный опрос, посвященный оценке влияния российских региональных лидеров по состоянию на декабрь 2004 г. (результаты прошлых опросов см. "Известия", 24.10.2000, сайт www.apn.ru в феврале, апреле и июне 2001 г., сайт www.politcom.ru в сентябре и ноябре 2001 г., январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре 2002 г., январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре 2003 г., январе, марте, мае, июле и сентябре 2004 г.). В опросе не учитывались Брянская и Ульяновская область, где губернаторы Ю.Лодкин и В.Шаманов выбыли из предвыборной борьбы, а новые губернаторы на момент опроса еще не определились

По результатам опроса общий рейтинг влияния губернаторов за три месяца практически не изменился. В сентябре он составлял 3,39 баллов, теперь понизился до 3,38 баллов. Рейтинг губернаторского влияния на федеральном уровне немного вырос - с 2,88 до 2,93 баллов.

Как известно, за прошедшие месяцы в отношениях между центром и регионами произошли важные изменения. Прежде всего, это - обсуждение и принятие закона, вводящего новые принципы формирования губернаторского корпуса. Как известно, губернаторские выборы отменяются (последние пройдут в январе в Ненецком АО). Вместо них вводится процедура представления кандидата в губернаторы президентом страны с целью последующего утверждения региональным законодательным собранием. Все эксперты рассматривают эту процедуру как фактическое назначение губернаторов главой государства.

За истекший период как центр, так и регионы выступали с многочисленными предложениями, призванными тем или иным способом выровнять нарушенный баланс в отношениях. В частности региональные лидеры активно лоббировали проект "удлинения" властной вертикали, добиваясь для себя права назначать по аналогичной процедуре глав городских и районных администраций. Кремль с этим все-таки не согласился, но зато предложил обеспечить участие региональных лидеров в работе Совета Федерации. Все эти дискуссии выглядели крайне спорными и выходящими за рамки существующего правового поля, поскольку действующее российское законодательство не позволяет ни подчинять местное самоуправление государственной власти, ни "удваивать" Совет Федерации за счет прихода туда губернаторов и спикеров. Поэтому ясных решений предложено так и не было. Зато в том, что касается указанного законопроекта, Кремль отстоял свою инициативу. Прежде всего, он не пошел на уступки региональным элитам и вообще всем, кто выступал против права президента на роспуск регионального законодательного собрания в случае двух- или трехкратного неутверждения президентской кандидатуры. Более того, в закон были введены поправки, предусматривающие процедуру досрочного сложения губернатором своих полномочий с целью ускоренного перехода к назначению (что рассматривается как обмен губернатором проявленной лояльности на назначение).

В то же время многие региональные лидеры на этом фоне активно лоббировали свои частные интересы, в т.ч. в ходе серии встреч с президентом. Поэтому, несмотря на изменение правил игры, в целом ситуация сложилась для них не худшим образом. По крайней мере проект полной и быстрой ротации губернаторского корпуса Кремль решил пока не запускать.

За три месяца в России появился один новый губернатор - М.Кузнецов, выигравший выборы в Псковской области. Центр, как известно, активно поддерживал прежнего губернатора Е.Михайлова, проигравшего во втором туре. Поэтому влияние М.Кузнецова оценивается невысоко. Он разделил 78-79 места с В.Стародубцевым, по влиянию на федеральном уровне тоже оказался в восьмом десятке.

Также стал "полноценным" губернатором А.Жилкин в Астраханской области, выигравший выборы. Его влияние оценивается существенно выше, тем более что он получил полную поддержку центра. Пока А.Жилкин выглядит типичным "середнячком", он оказался ровно в середине рейтинговой таблицы.

Как и в сентябре мы констатируем, что первая десятка губернаторов по составу осталась без изменений. Внутренние перестановки губернаторов в первой десятке во многом выглядели как восстановление ситуации, зафиксированной на момент июльского опроса. М.Шаймиев вернулся на "законное" первое место, которое он занимал почти по всем результатам наших опросов за несколько лет. Наоборот, А.Тулеев опустился обратно на третье место. Вторым остался Р.Абрамович. Следует отметить, что рейтинг влияния М.Шаймиева при этом не вырос, просто упал рейтинг остальных. М.Шаймиев активно, но все-таки безуспешно оппонировал федеральным властям по принципиальным вопросам, касающимся назначения губернаторов (в частности выступая против роспуска законодательных собраний). Неудачей Татарстана считается и решение Конституционного суда, который признал право федерального законодательства устанавливать графическую основу для национальных языков (как известно, в Татарстане была запущена программа перевода татарского языка на латиницу к 2011 г.).

Мэр Москвы Ю.Лужков тем временем остался на своем четвертом месте. Произошел заметный рост влияния хабаровского губернатора В.Ишаева, который поделил пятое-шестое места с Е.Строевым (ранее занимая девятое место). В декабре В.Ишаев, несмотря на наличие трений с федеральными властями, уверенно выиграл губернаторские выборы, набрав 85,3% голосов и доказав свою безальтернативность в регионе. Также усилились позиции А.Хлопонина и Б.Громова, которые поменялись местами с А.Филипенко и А.Ткачевым соответственно. А.Хлопонин активно занялся процессом объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским АО, получив поддержку В.Путина (референдум планируется провести 17 апреля, объединение, в случае успеха, - 1 января 2007 г.). Б.Громов оставался заметной фигурой, пользуясь благорасположением федеральных властей. Подтверждением тому стало его включение в состав высшего совета "Единой России".

Во второй десятке изменения тоже оказались небольшими. Из ее состава выбыл только президент Якутии В.Штыров. Снижение его влияния эксперты объясняют усилением борьбы за природные богатства республики. Прежде всего, важные изменения произошли в ключевой компании АЛРОСА, которую в свое время возглавлял В.Штыров. Вместо выходца из "якутского менеджмента" В.Калитина новым главой компании стал ставленник федерального центра А.Ничипорук. Примечательно, что вместо В.Штырова во вторую десятку вошла губернатор Петербурга В.Матвиенко. За истекший период ей при поддержке Кремля как раз удалось решить ряд важных вопросов, что влечет за собой фактическое превращение Петербурга во вторую экономическую столицу России. Были достигнуты договоренности о регистрации в Петербурге крупных российских налогоплательщиков или их дочерних компаний.

В целом можно выделить ряд факторов, которые оказали влияние на усиление или ослабление позиций отдельных губернаторов.

Одним из таких факторов является растущая нестабильность на Северном Кавказе, которая негативным образом сказывается на позициях действующих руководителей. Впервые за многие годы ухудшилась социально-политическая ситуация в Кабардино-Балкарии с ее "непотопляемым" В.Коковым. Признаком нестабильности стало в частности нападение боевиков на управление Госнаркоконтроля в Нальчике. Продолжали ослабевать позиции президента Северной Осетии А.Дзасохова, вопрос об уходе которого со своего поста эксперты считают практически решенным. Снизилось, по оценкам экспертов, влияние его соседа - президента Ингушетии М.Зязикова. Наконец, самая резкая дестабилизация случилась в Карачаево-Черкесии, где президент М.Батдыев оказался вовлечен в межклановые конфликты, связанные с борьбой за передел собственности. В результате его противники захватывали здание правительства республики и президентский кабинет, и только вмешательство полпреда Д.Козака помогло на время разрядить обстановку. Хотя в Дагестане влияние М.Магомедова, наоборот, выросло: одной из причин эксперты считают успешную замену премьер-министра республики.

Другим важным фактором стали региональные выборы. Среди тех, кто отличился, - губернатор Калужской области А.Артамонов, сумевший провести "образцово-показательные" выборы в законодательное собрание. В целом по результатам этих выборов "Единая Россия" везде ухудшила свой процентный показатель по сравнению с федеральными выборами в декабре 2003 г. Напротив, в Калужской области она получила 40% голосов (на федеральных выборах - 35,1%).

Отличились и действующие губернаторы, одержавшие наиболее уверенные победы на собственных выборах. Среди них - Л.Маркелов, активно поддержанный центром, выигравший выборы в первом туре и в целом сумевший консолидировать республиканские элиты. Достаточно уверенно, несмотря на острое противостояние, победил и усть-ордынский губернатор В.Малеев (которого даже снимали с регистрации).

Успешно прошли и завершились выборы и для губернаторов-коммунистов Н.Максюты и М.Машковцева. Волгоградской губернатор уже в первом туре получил 41,4% голосов - больше, чем в 2000 г. Его успеху способствовало снятие с дистанции мэра Волгограда Е.Ищенко, который не смог заручиться поддержкой центра и объединить вокруг себя антигубернаторские элиты. "Единая Россия" своими действиями фактически способствовала победе Н.Максюты (ее кандидат В.Горюнов занял пятое место). Сам губернатор договорился с центром и в частности назначил своим представителем в Совете Федерации бывшего генерального директора ведущей российской судоходной компании "Совкомфлот" Д.Скаргу, как считается, связанного с полпредом Д.Козаком.

На Камчатке "Единая Россия" также сыграла крайне неуверенно, сменив ставку с Б.Невзорова на А.Дудникова, который занял четвертое место (во второй тур все-таки прошел Б.Невзоров). М.Машковцев не столь уверенно, но все-таки выиграл эти выборы. Одновременно его заместитель В.Скворцов был избран мэром Петропавловска-Камчатского.

Напротив, итоги выборов стали болезненным ударом по позициям соседа М.Машковцева - губернатора Корякского АО В.Логинова. В округе сложилась скандальная ситуация, связанная со срывом "северного завоза". На выборах в окружную думу фантастического успеха добилась КПРФ, набравшая 33,3% голосов (ее результат на федеральных выборах в этом округе составил более чем скромные 8,5%). "Единая Россия", которую поддерживал В.Логинов, получила только 24% голосов, в два раза меньше, чем на федеральных выборах. Протестные настроения подвели и сахалинского губернатора И.Малахова: в его регионе "Единая Россия" тоже заняла только второе место на выборах, уступив блоку "Наша Родина - Сахалин и Курилы".

Неудачными оказались региональные выборы и для тульского губернатора В.Стародубцева. Созданный при его поддержке блок "За Тульский край" получил только 10,2% голосов. КПРФ, в руководство которой он входит, выступила немногим лучше - 10,8%. Победу одержали "Единая Россия" и блок "Засечный рубеж - партия "Родина", которые поделили ключевые посты в областной думе.

В Курганской области, несмотря на победу О.Богомолова на губернаторских выборах, эксперты отметили снижение губернаторского влияния. Его результат в первом туре выглядел слишком слабым - едва более 35%, несмотря на поддержку федерального центра и "Единой России" (а также традиционно союзной ему КПРФ!). Прорыв во второй тур ранее никому ранее не известного в области московского политика Е.Собакина также оценивается как свидетельство слабости губернаторских позиций. Так что с трудом вымученная победа еще не означает, что губернатор усилил свои позиции в регионе.

Среди неудачников оказался и ненецкий губернатор В.Бутов, хотя ему удалось уговорить местных депутатов разрешить ему баллотироваться на третий срок. Однако федеральный центр занял открыто антигубернаторскую позицию, поддерживая другого кандидата. В Самарской области выборы, как теперь ясно, не состоятся, что также расценивается как поражение К.Титова, утратившего влияние на федеральном уровне.

Третьим фактором, определяющим изменение губернаторского рейтинга, стали отношения с федеральным центром. Так, новосибирский губернатор В.Толоконский отличился, договорившись с центром о досрочном запуске в его регионе муниципальной реформы (другим пилотным регионом стал Ставропольский край, но там губернатор А.Черногоров еще должен доказывать центру лояльность, поскольку является членом КПРФ). Приморский губернатор С.Дарькин обратил внимание центра, вступив в "Единую Россию" (впрочем, как еще целый ряд губернаторов), а в самом регионе впервые за всю историю доказал, что контролирует краевую думу. Местные депутаты избрали в Совет Федерации губернаторского ставленника И.Пушкарева. Напротив, отношения Д.Аяцкова с федеральным центром явно не улучшились. В области началась новая дестабилизация, связанная с фактическим развалом фракции "единороссов" в областной думе. Результатом стало снижение рейтинга губернаторского влияния.

На рейтинг губернаторов повлияли и местные конфликты. В Челябинской области позиции П.Сумина несколько усилились. Здесь, например, резонансным событием стал приговор мэру Миасса В.Григориади, получившего восемь лет тюрьмы за получение взятки. Интересно, что именно В.Григориади был главным оппонентом П.Сумина на губернаторских выборах 1993 г. (не признанных тогда центром). В то же время в Калининградской области В.Егоров оказался в крайне сложном положении в связи с атаками со стороны известного столичного бизнесмена В.Щербакова (который контролирует автосборочное предприятие "Автотор"). В.Щербаков прямо выступил за замену губернатора, фактически обвинив его в профнепригодности.

Назначение губернаторов, безусловно, является важнейшей "темой дня". Поэтому в заключение мы попросили экспертов оценить шансы ныне действующих губернаторов на назначение. Оценка проводилась по традиционно принятой в нашем опросе пятибалльной шкале. Пять баллов в данном случае означали стопроцентные шансы на назначение, ноль баллов - соответственно нулевые. Представленное в специальной таблице итоговое распределение позволяет выделить четыре группы губернаторов:

- Наиболее высокие шансы на назначение имеют те губернаторы, которые получили оценку свыше четырех баллов.

- Оценка от 3,5 до 3,99 баллов означает шансы выше среднего.

- Оценка от 3 до 3,49 баллов означает шансы ниже среднего.

- Наиболее низкие шансы на назначение имеют губернаторы, получившие оценку ниже трех баллов.

Подробнее

http://www.apn-nn.ru/diskurs_s/63.html