#3 (0704) / 20 января 2005 г

В среду, 12 января, уже в девять утра, за час до начала, между памятником Ленину и Национальным банком Удмуртии собралось несколько сот пенсионеров (ближе к десяти часам их было уже больше тысячи). Начался импровизированный митинг.

фото Над головами взметнулся десяток самодельных плакатов. Самое бурное одобрение митингующих вызвал провозглашенный одним из ораторов лозунг: 'Президента Волкова к (:) матери!'. Митинг закончился так же стремительно, как и начался, - без пяти десять практически без какой бы то ни было команды старики пошли на штурм плотной цепи милиционеров, пытавшихся не допустить перекрытия движения по улице Советской.
'Воры! Воры!' - скандировал народ, напирая на шеренгу милиционеров, оборонявших вход в Дом правительства. Тут двери открылись и на крыльцо вышел Юрий Питкевич. Пятитысячный митинг радостно взревел - наконец-то, хоть этот:...
'Сейчас с вами будет говорить председатель правительства Удмуртии Юрий Степанович Питкевич', - объявил подполковник милиции. Питкевич взял в руки 'матюгальник' и попытался говорить. Но слышно не было - часть осаждавших продолжала громко требовать президента Волкова, другие кричали 'Позор!' или 'Льготы!'. Подполковник снова взял в руки мегафон: 'Потише, председатель правительства не может вас перекричать'! 'Ишь, перекричать не может: Воровать так может, а народу отвечать не может', - емко прокомментировал кто-то у меня за спиной.
Тем не менее пенсионеры поутихли и наконец расслышали, как Питкевич предложил избрать делегатов для переговоров. Тут же народ стал стихийно выдвигать делегатов, которые с трудом начали пробираться ко входу в здание. Всего таких набралось человек сорок-пятьдесят. Я стоял в первых рядах и крикнул Питкевичу: 'Юрий Степаныч, прессу пустите!' 'Пресса уже прошла', - отвечал Юрий Степанович. 'Это не та пресса, вы 'День' пустите!' Но Питкевич отмахнулся и вошел в здание. После того, как меня так явно лишили возможности исполнять свои профессиональные обязанности, мне ничего не оставалось, как просто перейти на сторону восставшего народа. 'Товарищи, если они меня как прессу не пускают, так вы тогда меня делегатом изберите!' 'Давай, парень, двигай!' - положительно и с энтузиазмом отреагировали пенсионеры, подталкивая меня вперед и дружески хлопая по спине. И я двинул - пробрался сквозь толпу, прошел сквозь кордон и в конечном счете оказался за столом в конференц-зале Дома правительства уже в качестве делегата митинга протеста.
Со стороны правительства во главе стола расположились премьер Питкевич, вице-премьер Наталья Харина, министр социальной политики Светлана Андреева. Законодательная ветвь власти была представлена вице-спикером Госсовета УР Александром Соловьевым, федеральные структуры - главным федеральным инспектором Александром Кобзевым. Немного позднее подошел и вице-мэр Александр Ушаков. От президентской администрации никто на встречу так и не явился. Со стороны пенсионеров публика была разношерстная - и совсем древняя старушка, и представительный полковник запаса, и многодетная мать.
Переговоры проходили сложно - отчасти ввиду того, что представители митинга еще не сорганизовались и время от времени срывались на дискуссию между собой. Тем не менее четко было заявлено, что митинг выступает за возвращение всех льгот - независимо от того - федеральные они или республиканские. Многие брали слово, чтобы просто попытаться донести до власти страдания свои и всего старшего поколения. Удалось ли им это сделать в отношении чиновников, внимавшим им с каменными лицами, но меня, например, проняло. Премьер Питкевич в течение всей встречи пытался перевести стрелки на Москву, которая возложила на регионы непосильную ношу. Однако делегаты обвинили республиканское руководство в соглашательстве и неэффективности. Волков, по их версии, лично участвовал в подготовке реформы по монетизации льгот. Делегатка Маргарита Шавнина потребовала заморозить строительные проекты Волкова и Питкевича - цирк, зоопарк и др. - и направить эти деньги на восстановление льгот. Другой делегат, Владимир Фефилов, выдвинул требование начать кампанию за отзыв депутатов Госдумы РФ от 'Единой России' - Евгения Богомольного и Светланы Смирновой, которых поддерживали на выборах Волков и Питкевич.
Питкевич попытался ограничиться обещанием созвать внеочередную сессию Госсовета и экстренное заседание правительства, а также передать требования пенсионеров республики в Москву. Однако это не удовлетворило делегатов, потребовавших, чтобы, пока идут все эти процедуры, был уже восстановлен льготный проезд. Стало ясно, что делегаты не уйдут из зала до тех пор, пока хотя бы это их требование не будет выполнено. В конечном счете премьер обещал восстановление льгот на проезд в республике - пока до 1 февраля. А следующий этап переговоров был назначен на 14 января.
После этого делегаты задержались, чтобы избрать Общественный совет пенсионеров (ОСП) Удмуртской Республики в составе 22 человек и руководство ОСП УР из пяти человек во главе с председателем пенсионером Владимиром Фефиловым. Должность пресс-секретаря в руководстве ОСП УР тут же была предложена сотруднику газеты 'День'.
На второй этап переговоров премьер Питкевич пришел с пустыми руками, поскольку совместное заседание Президиума Госсовета УР и Президиума Правительства УР по этим вопросам должно было начаться только через четыре часа. Но, по его словам, выходило, что в Удмуртии в настоящее время найти такие деньги крайне сложно, поскольку большая часть республиканских налогов уходит в федеральный центр, а нагрузка на бюджет республики наоборот увеличилась.
В ответ на это представители Общественного совета пенсионеров предложили правительству и Волкову свое видение того, как оптимизировать бюджет Удмуртии и найти средства на восстановление льгот. В частности, было указано, что республика в следующем году собирается забрать дополнительно более 2 млрд руб. налогов из Ижевска, где проживает большая часть пенсионеров. Что расходы на капитальное строительство, включая так называемые 'престижные стройки президента Волкова' (вторая очередь цирка, зоопарк и др.), запланированы в сумме 1 млрд 200 млн рублей. Что остатки на бюджетных счетах на конец 2004 г. составили порядка
1 млрд рублей. Что вырученные за продажу республиканского пакета Удмуртской национальной нефтяной компании (УННК) деньги равны сумме 750 млн рублей, и только на эти деньги можно в 3,5 раза увеличить нынешнюю сумму компенсаций.
Кроме того, было отмечено, что авторы бюджета республики на 2005 г. запланировали снижение поступления налога на прибыль предприятий в размере почти 900 млн рублей. И одновременно увеличили расходы на органы власти почти на 100 млн рублей по сравнению с 2004 г. Получается, что власть демонстрирует свою неэффективность и в то же время увеличивает расходы на собственное содержание. Прозвучала даже мысль, что если правительство так плохо работает, то не пора ли подать в отставку?! Было заметно, что Юрий Степанович оказался не готов к разговору по конкретным цифрам.
Следующий этап переговоров Питкевич предложил назначить на пятницу, 21 января, на 10.00. Члены совета согласились -
пятница, 21 января, 10.00.

Андрей КОНОВАЛ


фото ПЕНСИОНЕРОВ НЕДООЦЕНИЛИ

Две волны стихийных протестов за четыре недели, из которых две пришлись на праздники, - слишком неординарное событие для Ижевска. Последний раз равные по силе акции протеста (и тоже преимущественно пенсионеров) случились в Ижевске в конце зимы-начале весны 1998 года. Тогда тысячи обманутых вкладчиков 'ИжЛадабанка' также прошли по Пушкинской до Дома правительства. В Ижевске в то время был разгар выборов мэра Ижевска, на которых кандидат Председателя Госсовета УР Александра Волкова - Валерий Загайнов пытался одолеть действующего мэра Анатолия Салтыкова.
Это обстоятельство заставило республиканские власти договариваться с представителями пенсионеров. Хватило, правда, ненадолго, после выборов все обещания были забыты, а вкладчиков отдали в руки другой стихии - рыночной, где шустрые ребята из 'команды Мунтяна' быстро скупили с рук обесцененные обязательства по банков-ским вкладам пенсионеров.
Нынешняя ситуация тоже имеет ижевские корни. Экономическую причину бунта пожилых ижевчан создали осенью прошлого года при разработке бюджета Удмуртии на 2005 год. Когда 1 ноября президент Александр Волков внес на утверждение депутатов Госсовета УР законопроект о бюджете на следующий год, сомнений почти не осталось - финансово-экономическая проблема неизбежно должна перерасти в общественно-политическую. Сухой язык цифр сегодня обернулся в эмоциональную лексику митинга.
Изменив всего два норматива налоговых отчислений в свою пользу, республиканские власти урезали бюджет Ижевска на 2,1 млрд руб. по сравнению с прошлым 2004 годом. Это две трети (!) от нынешнего бюджета столицы республики. Никогда еще в новейшей истории Ижевска республиканские власти не забирали 70 процентов подоходного налога ижевчан и 50 процентов налога на имущество расположенных в городе предприятий. При мэре Салтыкове (когда и был введен бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте) почти весь объем этих налоговых платежей оставался в распоряжении города. Поэтому очевидно, что крест на бесплатном проезде, охватывавшем абсолютно все категории пенсионеров-льготников, поставили республиканские власти.
Почему с городом поступили так жестко, совершенно непонятно. Как будто специально конструировали конфликтную ситуацию в год, когда в Ижевске должны состояться четвертые по счету всенародные выборы мэра города. Претензии к Виктору Балакину на митингах, конечно, тоже звучали, но 'штурмовать' пожилые люди пошли все же не мэрию, а здания республиканских органов власти.
Пенсионеров явно недооценили, а, учитывая тайные планы властей отменить всенародные выборы мэра Ижевска (на которых погоду делают именно пенсионеры), возможно, даже списали:
Сергей ЩУКИН


Во всем виноваты федералы и пенсионеры

Многотысячная манифестация ижевских пенсионеров 12 января и последовавшие за ней события закономерно оказались в центре внимания всех республиканских СМИ. Еще накануне, в первый послепраздничный день 11 января, многие телеканалы показали сюжеты о безрадостных итогах монетизации для экс-льготников. Правда, тут же, видимо, для баланса, показывались ответственные чиновники, которые рассказывали о том, что все идет по плану. Действительно, вид этих холеных теток однозначно свидетельствовал: трудясь за государственный счет на ниве социальной защиты населения, сохранить фигуру весьма непросто.
Тем ярче был контраст, когда вечером 12 января на телеэкраны ворвались сцены стихийного протеста пенсионеров. Все негосударственные телекомпании посвятили прошедшей акции специальные репортажи. Конечно, в силу понятных причин в новостях 'Нового региона' не показали лозунг 'Единая Россия'! Богомольный! Смирнова! Мы вас подняли, мы вас и опустим', но кадры плачущих старушек, делящихся друг с другом таблетками, и милиции, из последних сил сдерживающей народ, желающий напрямую пообщаться со своим правительством, обошли все телеканалы. Любимый президентский канал 'Моя Удмуртия' не смог проигнорировать внеплановый митинг и осветил его хотя и сдержанно, но полно. Правда, соответствующий сюжет был подан так умело, что складывалось впечатление, что глава правительства Юрий Питкевич все от начала и до конца держал под своим контролем, а бесплатный проезд до 1 февраля подарил пенсионерам чуть ли не по собственной инициативе.
Освещение событий 12 января на ГТРК 'Удмуртия' напомнило старый советский анекдот про Наполеона, который заявил, что если бы у него была газета 'Правда', то мир до сих пор не узнал бы про Ватерлоо. В выпусках 'Вестей-Удмуртия' в этот день о том, что в Ижевске происходило что-то более значимое, чем появление нового сорта колбасы, не сообщалось. Не нашлось места сообщению о митинге и в воскресном выпуске местных новостей, в котором обычно подводятся итоги минувшей недели. Как сообщила в телефонном разговоре руководитель службы информации ГТРК 'Удмуртия' Елена Ахметянова, в связи с тем, что об ижевской акции сообщили федеральные новости, она посчитала ненужным дублировать информацию.
Действительно, ижевские события получили резонанс в центральных СМИ. Новости НТВ даже то ли ошибочно, то ли пророчески заявили, что общаться с митингующими выходил 'глава Удмуртии Юрий Питкевич'. О митинге в столице Удмуртии рассказал 'Коммерсант' и множество других центральных печатных и электронных изданий. На тот момент наша акция была одной из самых массовых и результативных.
Несколько оправившись от шока, вызванного неожиданной массовостью митинга ижевских пенсионеров, региональные власти попытались через СМИ свалить всю вину на федералов. Вновь звездой телеэкрана стала глава комиссии Госсовета по социальным вопросам Фания Федорова, позднее, видимо, для убедительности, было решено подключить безотказных коммунистов в лице депутата Госдумы от КПРФ Николая Сапожникова. Все они, не моргнув глазом, подтвердили, что любая рекомендация Москвы рассматривается властями Удмуртии как приказ. Вероятно, в том же русле будут освещать произошедшее и республиканские еженедельники, которые выйдут на этой неделе. Наверняка, особо чуткие раскроют заговор федералов против регионального руководства. Между тем степень его адекватности продемонстрировал 14 января Александр Волков. Он заявил журналистам, что льготные проездные смогут купить не все: 'Федеральные льготники не 200-300 рублей получают, а полторы тысячи как минимум, поэтому за эту сумму можно купить или проездной билет, или просто поездки оплачивать'. То-то президент Удмуртии удивится, когда федеральные льготники придут к нему под окна, чтобы поделиться своим богатством.
Михаил ЭСТРИН


фото Первый плод победы

Как нам сообщила по телефону замминистра социальной защиты населения УР Елена Саламатова, 14 января принято постановление Правительства УР за номером 1 'О порядке предоставления мер социальной поддержки по проезду для отдельных категорий граждан'. По этому документу с 1 февраля для категорий пенсионеров, закрепленных за регионом (это ветераны труда, труженики тыла, лица, пострадавшие от политических репрессий), продажа 'социального проездного' будет осуществляться по предъявлению удостоверения определенного образца (его сейчас срочно разрабатывают в министерстве). 'Социальный проездной' на 1 вид транспорта обойдется пенсионеру в 100 руб., на 2 вида - 125 рублей.
Министерству поручено совместно с Мин-промом разработать форму удостоверения (его вручат только тем, кто захочет купить 'социальный проездной'). Удостоверения начнут выдавать в отделах соцзащиты на местах после специального извещения о начале этой кампании.
Относительно категорий пенсионеров, закрепленных за федеральным центром (инвалиды взрослые и дети, ветераны ВОВ, чернобыльцы) - пока вопрос находится в стадии решения, идут переговоры. Но так называемый 'социальный пакет' не подразумевает оплату проезда на городском транспорте.
Тридцать три тысячи пенсионеров по старости, не имеющие никаких иных льгот, кроме проезда, тоже будут получать в собесах удостоверения (по аналогии с 'региональными' пенсионерами), но соответственно по постановлению мэра и положению о выдаче удостоверений, принятых на муниципальном уровне. Соответствующие регистры (списки льготников) в управлении соцзащиты уже готовы.