Сразу оговорюсь, что окончательно судить об итогах массовых акций протеста против монетизации в Удмуртии еще рано.

фото Введение 'социального проездного билета', на которое пенсионеры заставили власть пойти, безусловно, не решает всех их проблем, вызванных принятием 122-го закона. Сохраняется высокий уровень недовольства руководством республики. Созданный в ходе
5-тысячного митинга протеста 12 января Общественный совет пенсионеров Удмуртской Республики уже заявил, что не собирается самораспускаться и продолжит борьбу за права старшего поколения и других категорий льготников. Тем не менее уже сейчас можно сделать некоторые выводы, извлечь уроки из происшедшего.

Урок 1.
Самоорганизация масс

Самый главный, наверное, урок январских событий - это неожиданно открывшаяся в наших пенсионерах способность к совместным массовым действиям для защиты своих интересов. Власть, которая привыкла рассматривать людей старшего поколения как самую послушную административному ресурсу, самую внушаемую часть электората, вдруг неожиданно для себя открыла, что не контролирует ситуацию. И это открытие оказалось для нее настолько неприятным, что, согласно источникам 'Д', в руководстве Удмуртии до сегодняшнего дня на полном серьезе обсуждается версия о неком 'заговоре' - то ли 'федералов', то ли еще каких-то сил, которые якобы начали борьбу 'за республику'. Нашлись даже 'очевидцы', которые утверждали, что видели, как на митинге 12 января какие-то 'крепкие парни' подталкивали пенсионеров штурмовать Дом правительства.
На кого рассчитан этот провокационный бред - понять трудно. Разве что на 'первых лиц' Удмуртии, которые, видимо, до сих пор пребывают в железной уверенности, что народ их любит, раз голосует на выборах 'как надо'. Но только не для пенсионеров, которых жестокая нужда выгнала на площадь и заставила с криками 'Воры! Верните льготы!' биться о двери Дома правительства и оцепление сотрудников МВД.
На самом деле речь идет о стихийном формировании в среде пенсионеров тех самых 'горизонтальных связей', без которых немыслимо возникновение гражданского общества. Уже на первом митинге 15 декабря, официальными организаторами которого выступили местные коммунисты, пенсионеры знакомились, обменивались телефонами и адресами, закладывая базу того самого 'сарафанного радио', которое легко теперь собирает на Центральной площади тысячи людей.
И если уж прокуратуре искать организаторов митингов, то она должна понять, что такими 'организаторами' является, по меньшей мере, каждый второй, пришедший на площадь.

Урок 2.
Власть боится

Представления о том, что в России никакие солидарные действия граждан для защиты своих интересов не могут заставить власть прислушаться к народу, должны уйти в прошлое. Под воздействием всероссийских акций протеста федеральный центр (Госдума, правительство, президент) вынужден был публично признать, что та сусальная картина 'монетизации', которую нам преподносили с голубых экранов, не имеет отношения к реальности, и уже пошел на частичные уступки (досрочное повышение пенсий, финансирование регионов по льготному проезду и т.д.).
Примечательно и то, как менялась позиция удмуртского руководства: на первой встрече с делегатами митинга, организовавшими Общественный совет пенсионеров УР (ОСП УР), глава правительства Юрий Питкевич говорил о том, что у республики нет средств на бесплатный проезд пенсионерам, поскольку деньги забрала Москва. На второй встрече уже пообещали 'социальный проездной'. А 21 января уступки со стороны власти в отношении проезда пенсионеров еще более расширились по целым шести пунктам:
1) 'социальный проездной' вводится не на два, а на три вида общественного транспорта;
2) распространяется на пригородные маршруты;
3) распространяется не только на региональных льготников, но и на федеральных и тех пенсионеров, которые не имеют ни регионального, ни федерального статуса;
4) право на него получили и пенсионеры по стажу, а не только по возрасту;
5) отменена унизительная и тягостная необходимость получать специальные удостоверения на получение 'социального проездного';
6) кроме того, глава правительства дал обещание решить вопрос о восстановлении на территории Удмуртии бесплатного междугороднего проезда ветеранов и тружеников тыла.

фото
Урок 3.
Наступательная тактика

Хотя, судя по звонкам в редакцию 'Д' и обращениям в ОСП УР, многие пенсионеры готовы продолжить борьбу за восстановление (или достойную компенсацию) всех льгот, большинство все же признает, что 'социальный проездной' и 50-процентная доплата за телефон - это уже очень серьезная победа. Одной из причин успеха, думается, стала не только массовость протестов пенсионеров, но и наступательная тактика, которой придерживались члены ОСП в переговорах с правительством. Ряд пунктов 'программы-минимум', выдвинутой ОСП УР, ставили местную власть в трудное положение: требование к руководству Удмуртии присоединиться к общественной кампании за сложение полномочий депутатами-'единороссами' Евгением Богомольным и Светланой Смирновой, ограничить т.н. 'престижные стройки Волкова' (цирк, зоопарк и др.), предоставить общественности смету расходов на капстроительство (всего 1 млрд 200 млн рублей в 2005 г.), публично обозначить свою позицию в отношении 122-го закона. Взваливать всю ответственность на Москву и при этом не подкреплять такую свою позицию делами и началом открытого диалога с обществом президенту Волкову и премьеру Питкевичу оказалось весьма неловко. Пришлось идти на уступки.

Урок 4.
Информационные войны

Кроме того, именно эти требования оказались особенно интересны не только для местных, но и для федеральных СМИ, в результате чего события в Удмуртии получили более широкое освещение в информационном пространстве. Помимо телевизионных сюжетов на НТВ и 'Евроньюс', информация об акциях протеста в республике публиковалась 'Интерфаксом', столичными изданиями 'КоммерсантЪ', 'Московские новости', 'Новая газета', транслировалась радиостанциями 'Эхо Москвы', 'Радио Свобода', десятками российских информагентств. Серьезную роль в прорыве 'информационной блокады' сыграла активность пресс-службы ОСП УР, специально созданной для этой цели.

Урок 5.
Гражданская альтернатива

Важным результатом январских событий оказалось начало формирования в Ижевске новой модели гражданского поведения. Для многих пенсионеров пятачок перед Домом правительства уже начинает становиться привычным местом для предъявления власти своих требований. Фактически у пенсионеров формируется альтернативный просмотру латиноамериканских сериалов способ времяпрепровождения. Определились час и день, так сказать, 'народного гнева' - сначала это была среда (10:00), а сейчас, в связи с тем, что 2-й и 3-й этапы переговоров ОСП с правительством проходили по пятницам, он, видимо, сместился на этот день недели.
Судя по дискуссиям на интернет-форумах, есть также признаки того, что наметилась политизация и журналистского сообщества Ижевска. Поскольку митинги протеста пенсионеров - это не PR-акции в рамках выборных кампаний, которые медиа-сообщество обычно освещает за деньги, впервые, наверное, за последние годы возникает возможность внутреннего гражданского самоопределения большинства журналистов в отношении к этим событиям, пусть даже их газета (журнал, телекомпания) не свободна от давления административного ресурса.

Урок 6.
Солидарность и консолидация

Думается, что введение 'социального проездного' и скидок за телефон - это тот предел уступок, который власть для себя решила предоставить пенсионерам. (Большие уступки привели бы к необходимости серьезной смены экономического курса в стране в целом и в Удмуртии в частности). Поэтому сегодня пенсионерам для того, чтобы и дальше добиваться улучшения своего положения, следует искать союзников. Прежде всего, среди студенчества и бюджетников - учителей, врачей и работников культуры. Именно по бюджетникам ударит, в первую очередь, повышение платы за жилищно-коммунальные услуги, результаты которого проявятся уже в первых числах февраля. Кстати, период с 10 по 12 февраля ряд партий и общественных организаций страны намерены превратить в дни Всероссийской акции протеста, что, конечно, придаст дополнительный импульс протестным действиям и в Удмуртии.
В январских же событиях в республике партии себя практически не проявили. Показательно, что и Общественный совет пенсионеров УР, в который вошли представители КПРФ, РКРП и движения сторонников Сергея Глазьева, сознательно отказался от партийно-идеологического обрамления своей деятельности.

Урок 7.
Синдром Марии Антуанетты

Рост объема обязательств перед населением и одновременно сокращение доходов Удмуртии, вызванных как политикой федерального центра, так и снижением прибыльности республиканской экономики в 2004 г., приводит к объективной необходимости более рационального отношения к ресурсам. Однако складывается ощущение, что нынешнее руководство Удмуртии уже не способно к этому. В пятницу, 21 января, когда почти 2 тысячи ижевских пенсионеров стояли на морозе перед Домом правительства, а представители ОСП УР требовали вернуть льготы и сократить расходы на 'престижные стройки Волкова', президент Волков провел очередное совещание по концепции будущего ижевского зоопарка, по количеству гектаров сравнимого с московским. 'В хорошей концепции должна быть интрига', - сказал президент. Невольно вспоминается легендарный случай с французской королевой Марией Антуанеттой, которая накануне революции, узнав, что народ бунтует, потому что у него нет хлеба, будто бы ответила: 'Так пусть едят пирожные!'.