Устойчивый рост доходов петербуржцев увеличил спрос на автокредиты: с середины года конкуренция на местном рынке заметно усилилась. Однако это вовсе не означает, что ставки по ссудам вскоре снизятся, поскольку банки и так выдают кредиты на автомобили под минимально возможный процент. В такой ситуации банкам не остается ничего иного, как бороться за клиентов за счет качества обслуживания и отмены первого взноса.
Основными игроками на местном рынке автокредитования являются филиалы Райффайзенбанка (Австрия), Московского международного банка (ММБ), Банка Москвы, Промсвязьбанка, Северо-Западный банк Сбербанка РФ, Промышленно-строительный банк (ПСБ), Балтийский банк, "МДМ-банк Санкт-Петербург". Условия предоставления автокредитов в целом по городу схожи: ставки в валюте составляют 9 10%, в рублях -- 14 15% годовых, максимальный срок кредита -- 5 лет. В условиях, когда банки идут "ноздря в ноздрю", конкурировать им приходится не за счет процентов по кредиту, а с помощью внедрения совместных с автодилерами программ и предложения особых продуктов. Одной из последних "новинок сезона" стали программы с нулевым первоначальным взносом. Ставки по таким программам, правда, несколько выше, чем в том же банке, но при наличии первоначального взноса хотя бы в 10% от стоимости автомобиля. Есть ограничения и по суммам -- максимальный размер кредита без первоначального взноса в среднем колеблется по городу от $25 тыс. до $50 тыс.
Народные кредиты
Начальник управления кредитования петербургского филиала Промсвязьбанка Алла Древаль отмечает, что автокредит без первоначального взноса более рискован для банка, чем обычная ссуда на покупку автомобиля. Но она признает, что кредиты с нулевым взносом способны усилить позиции банка в конкурентной борьбе. Однако, предупреждает госпожа Древаль, у этого хода есть и оборотная сторона -- для компенсации повышенного риска банку приходится закладывать в продукт более высокие кредитные ставки. Специалисты Северо-Западного банка Сбербанка РФ считают наличие первоначального взноса фактором, который существенно снижает кредитные риски, поэтому отказываться от этого условия при автокредитовании пока не собираются. Единственная уступка, на которую в банке готовы пойти, -- это принять в качестве первоначального взноса сумму, в которую автосалон оценит принимаемый у потенциального заемщика подержанный автомобиль. Это особенно актуально для тех, кто, взяв кредит на автомобиль и проездив на нем какое-то время, решает, что может позволить себе более дорогую и высококлассную машину. По словам представительницы Промсвязьбанка, увеличение реальных доходов населения, а также осознание клиентами явных преимуществ от переоформления автокредитов сейчас ведет к росту числа перерегистрации сделок на покупку новой, более дорогой, машины. Заместитель начальника управления розничного бизнеса Балтинвестбанка Наталья Поздеева отмечает, что пока это единичные сделки, но число тех, кто приобретает новый автомобиль до истечения срока старого автокредита, неуклонно растет. Еще чаще возникают ситуации, когда заемщик стремится досрочно, примерно через год-два после его выдачи, погасить кредит и взять новый -- на покупку более дорогого автомобиля. Другой популярной сервисной программой становится у банков кредитование на покупку импортных подержанных автомобилей. Основные условия в данном случае, как правило, соответствуют общим условиям автокредитования в банке. По мнению экспертов рынка, сейчас эта услуга является одной из самых востребованных клиентами, и в дальнейшем спрос на нее будет только увеличиваться, поэтому почти все банки, опрошенные Ъ, уже включили ее в свою линейку. Управляющий петербургским филиалом ММБ Александр Конышков добавляет, что новый всплеск интереса к этому продукту со стороны населения можно ожидать после того, как активно заработает система trade-in, благодаря которой на рынке подержанных автомобилей должно увеличиться число машин, реализацией которых занимаются официальные дилеры, -- банки выдают кредиты только на такие автомобили. С ним согласна и госпожа Зинкевич из ПСБ. "Этот сегмент рынка сейчас является наиболее перспективным для банков, с начала 2005 года более половины всех выданных нами автокредитов пришлось именно на приобретение подержанных иномарок", -- пояснила она. По оценкам автодилеров, две трети реализуемых через автосалоны автомобилей сейчас продается в кредит. А это почти соответствует показателям развитых стран. За счет кредитных схем дилеры настолько резко взвинтили объемы продаж, что крупнейшие автомобильные корпорации мира в спешке принялись создавать в России собственные производства. Начальник отдела розничного кредитования петербургского филиала Банка Москвы Екатерина Кашина в качестве признаков "массовости" автокредитования отмечает смягчение требований к пакету необходимых документов, а также развитие рынка экспресс-автокредитования, когда ссуды на приобретение машины выдаются прямо на месте покупки. Однако дальнейшему росту рынка препятствует то, что для большинства автолюбителей кредитные ставки все еще остаются высокими. Банки, со своей стороны, не готовы их снижать, поскольку, по словам специалистов, ставки и так находятся вблизи минимально приемлемых уровней. Господин Конышков из ММБ говорит, что на данном этапе дальнейшее привлечение клиентов возможно только за счет повышения качества обслуживания и разработки для них спецпрограмм.
Своя рассрочка
Зато ставки в два раза ниже банковских предлагают некоторые автодилеры. Встречаются и предложения рассрочки под ноль процентов годовых. При этом специалисты отмечают, что программы, в рамках которых процентную ставку до уровня 5% годовых в валюте дотирует производитель автомобилей, практически не содержат подвоха. А вот к программам с нулевым кредитом эксперты советуют тщательно приглядываться. Если в программах с пониженной ставкой скидку предоставляет производитель автомашин, заинтересованный в продвижении на рынке, то в случае с нулевой ставкой процентные расходы заемщика компенсирует уже сам автодилер. В подавляющем большинстве случаев торговая компания идет на эти расходы лишь для того, чтобы продать машину в более дорогой или не пользующейся спросом комплектации. Кроме того, при нулевом проценте первоначальный взнос, как правило, обязательно составляет 50% от стоимости автомобиля вместо обычных 10 20%. Бывают и случаи искусственного завышения цены на машину, в результате клиент может заплатить даже больше, чем если бы покупал машину в кредит по самой высокой из возможных процентных ставок. Некоторые банки также предлагают кредиты под ноль процентов годовых, на практике же реальная ставка по таким кредитам достигает тех же 10% годовых в валюте -- например, за счет удорожания страховки, которую оформляет принадлежащая банку страховая компания.
Давление Запада
По словам госпожи Зинкевич, рассрочки автодилеров пока не составляют конкуренцию банковским кредитам, но в будущем такая конкуренция возможна. А директор управления по разработке услуг для клиентов банка "Александровский" Лилия Иушина отмечает, что существенная конкуренция, прежде всего по ставкам, со стороны автодилеров ощущается уже сейчас. "Это связано с тем, что продавцы иномарок организуют совместные программы с "дочками" зарубежных банков, такие как, например, акция официальных дилеров Ford, в ходе которой ставки были снижены до 4 процентов годовых", -- говорит госпожа Иушина. Она поясняет, что западным банкам это выгодно потому, что кредиты они, как правило, выдают на приобретение автомобилей определенных производителей, с которыми у них есть общие корпоративные интересы. Например, материнские зарубежные банки выдают этим компаниям на Западе кредиты под производство. Кроме того, филиалы западных банков могут предлагать более низкие ставки и за счет того, что им дешевле, чем российским конкурентам, удается привлекать средства западного капитала. Если иностранцы привлекают деньги под 5% годовых, а автокредиты выдают под 9 10%, то они получают почти недоступную на Западе маржу в 4 5%, одновременно создавая серьезную конкуренцию отечественным банкирам. При этом затраты иностранных банков на организацию и продвижение своих услуг по автокредитованию невелики, поскольку у них уже есть готовые технологии, прошедшие "обкатку" на Западе. Все это позволяет предполагать, что задел по снижению процентных ставок у них еще велик в отличие от российских кредитных учреждений, у которых ставки находятся на грани рентабельности, считает госпожа Иушина. Тем не менее, добавляет эксперт банка "Александровский", у отечественных банков перед иностранцами есть одно несомненное преимущество -- более лояльная к потенциальному заемщику процедура оценки его платежеспособности. Если в западном банке автолюбителя могут счесть "нежелательным заемщиком", то в российском кредитном учреждении его встретят с распростертыми объятиями и дадут кредит, хотя и под чуть более высокий процент.
ЛЕОНИД ЯХНИН,
ИВАН МАКАРОВ

Источник http://www.kommersant.ru/region/spb

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?year=2005&issue=187&id=132225&section=77