Ровно года назад, 4 ноября 2004 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». Закон был принят Государственной Думой РФ 22 октября и одобрен Советом Федерации 27 октября.

Киотский протокол (такое название он получил по месту проведения Международной конференции по проблеме изменения климата в 1997 году – г. Киото в Японии) определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов: двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы.

От имени России данный документ был подписан в Нью-Йорке 11 марта 1999 года, однако в течение пяти лет оставался на ратифицирован. На первый период действия протокола (с 2008 по 2012 годы) для нашей страны в качестве допустимого уровня установлен показатель 1990 года, когда был достигнут максимальной объем выбросов таких газов. После 2012 года обязательства сторон будут определяться в ходе дальнейших переговоров.

К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44,2%. Односторонний отказ Соединенных Штатов Америки (2001 год) от взятых на себя обязательств поставил под вопрос выполнение и само существование данного соглашения. Ратификация протокола Россией, на долю которой приходится 17,4% СО2, обеспечила вступление его в силу.

Киотский протокол разрешает участникам торговлю квотами на выброс парниковых газов. Государствам позволено обмениваться частью своих обязательств по ограничению выбросов и перераспределять между собой их объем, разрешенный в течение определенного срока. По прогнозам экспертов Россия вполне может стать одним из крупнейших в мире продавцов углеродных квот. Только за первый бюджетный период Киотского протокола наша страна имеет сэкономленный углеродный ресурс в объеме до 3 миллиардов тонн СО2.

С другой стороны государствами-участниками разрабатываются так называемые проекты «совместного осуществления» и проекты «чистого развития». Для их реализации Всемирным банком создан Углеродный фонд с капиталом в 150 миллионов долларов. Экономической предпосылкой для таких проектов является разница в уровнях затрат, необходимых для сокращения выбросов. Речь идет о различиях как между странами, так и между секторами экономики, а также между отдельными компаниями (предприятиями). Уровни этих затрат могут существенно отличаться даже в пределах одной отрасли в одной стране. В настоящее время стоимость подобных мероприятий в  России в 3-7 раз ниже, чем в западных странах, что делает нас привлекательным объектом для экологических инвестиций.

В 2003 году по инициативе экологических общественных организаций, государственных природоохранных органов и по поручению  Президента Удмуртии А.А.Волкова при Правительстве Удмуртской Республики была создана рабочая группа по подготовке к реализации механизмов Киотского протокола. За это время члены рабочей группы проработали целый ряд возможных совместных проектов с зарубежными партнерами.

С целью определения конкретных мероприятий, необходимых для снижения выбросов в атмосферу парниковых газов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей УР среды начало работы по их количественной инвентаризации.

Внедрение энергосберегающих технологий позволит существенно снизить выбросы парниковых газов в Удмуртии. Ближайшая цель - полный переход тепловых электростанций и предприятий ЖКХ республики на газообразное топливо (при его сжигании образуется намного меньше выбросов), а также реализация проекта сокращения выбросов парниковых газов в металлургии.

Пресс-служба Минприроды УР