В Минпромэнерго РФ состоялись первые общественные слушания проекта технического регламента «О требованиях к безопасности удобрений, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации»

Разработчиком техрегламента является Российским зерновой союз (РЗС). В этом регламенте изложены требования к токсикологической, биологической, радиологической безопасности удобрений. Действие документа распространяется на удобрения, применяемые в сельском хозяйстве, в том числе фермерском, коммунальном и личном, а также на реализуемые в розничной торговле.

 Принятие технического регламента «О требованиях к безопасности удобрений, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации» важно как для обеспечения безопасности здоровья граждан, животных, охраны окружающей среды, так и для развития отечественного рынка удобрений. Он у нас пока не слишком велик. Например, если в европейских странах на один гектар применяют около 500 кг удобрений, а в США — 250, то в России этот показатель — всего 21 кг. Но, по оценкам экспертов, в ближайшие десять лет российский рынок будет устойчиво расти — не менее чем на 15% ежегодно.

 Напомним, что в Минпромэнерго каждую неделю проходят общественные слушания технических регламентов. Значительная часть разрабатываемых технических регламентов относится к сельскому хозяйству. Так, по большинству из этих техрегламентов уже прошли первые общественные слушания. Планируется, что отдельные регламенты поступят в Правительство уже в декабре с.г.

 В Минпромэнерго отмечают, что программа разработки технических регламентов основана на комплексном подходе. Сельскохозяйственные регламенты дополняют законопроекты в области технического обеспечения. Так, законопроект «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства», разрабатываемый Минпромэнерго, поступит в Правительство РФ уже в ноябре с.г.

 По словам разработчиков техрегламента «О требованиях к безопасности удобрений, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации» большие трудности в работе над документом вызвало то, что существует огромное количество нормативных документов, которые противоречат друг другу, в частности, по маркировке продукции, срокам годности, срокам гарантийного хранения. «Мы также  столкнулись с отсутствием гармонизации с международными стандартами на все виды удобрений, - посетовал он.- Кроме того, нас смущало отсутствие единого порядка и единых требований по допуску в обращение удобрений и надзора за безопасностью их обращения на территории страны». В итоге, требования настоящего регламента были гармонизированы с директивой Европейского союза N2003/2003 и стандартом ИСО N7851-1983.

 Согласно законопроекту, для удобрений, предназначенных для розничной продажи, должен быть установлен срок годности, для остальных – гарантийный срок хранения. Не подлежат реализации удобрения без документов о подтверждении соответствия (сертификат соответствия или декларация о соответствии). Не допускается их розничная продажа в одних помещениях вместе с пищевыми продуктами, медикаментами и детскими товарами. Удобрения, не соответствующие требованиям техрегламента, подлежат возврату производителю для переработки или уничтожения.

 По оценке специалистов в настоящее время, чтобы выпустить на рынок удобрения, которые являются малоопасными, необходимо пройти регистрацию, но перед этим – токсикологическую и экологическую экспертизы, а также получить заключение Госхимкомиссии и пройти обязательную сертификацию. Преодоление этой многоступенчатой процедуры обходится участникам рынка в немалые суммы – затраты на одно наименование продукции составляют от сотен до десятков тысяч долларов, что значительно увеличивает стоимость удобрений. Проект же настоящего техрегламента предусматривает только обязательное или добровольное подтверждение соответствия. Представитель разработчика отметил, что государственный надзор осуществляется лишь на стадии ввоза удобрений на территорию России и на стадии реализации.

В ходе слушаний были высказаны предложения уточнить требования к безопасности удобрений, расширить перечень их характеристик. По мнению некоторых участников, в техрегламенте неполно и с неточностями изложены гигиенические требования к производству удобрений. Также было предложено конкретизировать статью 17 законопроекта, в которой говорится о госнадзоре за соблюдением требований техрегламента. Как было отмечено, необходимо уточнить, что имеют право проверять контролирующие органы, а производители и продавцы удобрений должны знать о всех предъявляемых требованиях. Кроме того, подчеркивалось, что удобрения должны продаваться только в специализированных помещениях.

*   *   *

В Минпромэнерго РФ состоялись первые общественные слушания проекта другого, «смежного» технического регламента - «О требованиях к безопасности технических средств и процессов применения удобрений», который был разработан тем же Российским зерновым союзом. По словам его представителя, «существующая нормативно-правовая база в России в значительной степени отстает от требований безопасности к техническим средствам и внесения удобрений, принятых в ведущих странах мира. Это приводит к тому, что в сельскохозяйственное производство поступают отечественные и зарубежные машины, не апробированные с точки зрения безопасности».

 Цель техрегламента - обеспечить отечественных потребителей эффективными техническими средствами и оборудованием для применения удобрений, безопасными для людей и окружающей среды. В документе указаны общие требования к техсредствам и процессам применения удобрений, направленные на избежание опасных ситуаций. С учетом большой степени риска загрязнения окружающей среды удобрениями, в техрегламенте введены ограничения на их применение при использовании прицепных и самоходных машин. Кроме того, в законопроекте  определен порядок обязательного подтверждения соответствия техники требованиям регламента. Находящиеся в эксплуатации машины должны проходить технический контроль для получения права на использование в сельскохозяйственном производстве. Документ предусматривает изъятие некачественной техники с рынка и запрет на ее поставки.

 В ходе обсуждения законопроекта был высказан ряд замечаний, в основном касавшихся качества текста, его структурирования, определений и терминов, юридических неточностей. После доработки с учетом высказанных замечаний и предложений, он поступит на повторное рассмотрение.