В середине ноября в турецком городе Самсун ожидается официальное открытие магистрального газопровода «Голубой поток». Одновременно с этим начнется строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ), который, как сегодня отмечают специалисты, станет не только техническим аналогом «турецкого» газового пути.

Церемония открытия в Самсуне -  политическое действо. Последний производственный объект газопровода был выведен на проектную мощность за две недели до начала торжеств -  3 ноября на Кубани. КС «Береговая» - инженерное достижение российских и итальянских специалистов, как отмечают эксперты, -  не имеющее аналогов в мире. Особый статус объекта отметил член правления ОАО «Газпром» Богдан Будзуляк, который присутствовал на церемонии пуска в Краснодарском крае: «Опыт, полученный на этой станции, мы переносим на все наши объекты, он пригодится при строительстве Северо-Европейского газопровода». Речь идет об уровне автоматизации КС, системах экологической и антитеррористической безопасности, технологиях подводной прокладки труб.

На этом аналогии, которые проводят между двумя газопроводами, не заканчиваются.

За неделю до церемонии в Самсуне на вопросы РГ ответил генеральный директор ООО «Кубаньгазпром» Сергей Жвачкин. Руководимая им компания обеспечивает работу ключевых объектов «Голубого потока», в том числе КС «Береговая» на Кубани.

Российская газета

Сергей Анатольевич, газопровод «Голубой поток», наверное, можно назвать «старшим братом» Северо-Европейского газопровода. Чем так уникален оказался опыт «Береговой»?

Сергей Жвачкин

 Кубанский объект действительно очень высоко оценили специалисты ОАО «Газпром» и наши зарубежные партнеры -  это прежде всего инженерные решения, самые современные технологии, жесточайшие требования по экологии и безопасности. Многие моменты, не будем углубляться в технические термины, на «Береговой» были применены впервые.

РГ

 Говорят, реализация проекта шла в довольно сложных условиях?

Жвачкин

 Действительно, с первых дней строительства КС «Береговая», которая расположена в полутора километрах от побережья Черного моря, на нас буквально обрушились всевозможные экологические организации, в том числе и зарубежные. Они буквально висели у нас на деревьях, но чаще всего ни о каком конструктивном диалоге речи не шло -  голые обвинения. Ни один из критиков не попросил посмотреть документацию. С другой стороны, такое пристальное внимание только закалило нас, и сегодня «Береговая» -  один из самых экологически безопасных объектов в мире.

РГ

 СЕГ критикуют не меньше «Голубого потока», как вы считаете, есть ли под этими обвинениями основания?

Жвачкин

 Найти ложку дегтя можно в любой бочке меда. При реализации любого крупного проекта могут возникнуть сложности, но это рабочие моменты.

По-моему, все эти потоки информационного негатива свидетельствуют как раз о том, что СЕГ ожидает большое экономическое будущее, а укрепление позиций нашего государства, как известно, не всем по душе. Мы с «Голубым потоком» этот период благополучно миновали, газопровод выходит на проектную мощность, в 2006-м поставки в Турцию российского газа будут увеличены вдвое. Почему-то недавние критики теперь об этом молчат. Та же судьба ждет и Северо-Европейский газопровод -  критику опровергнут экономические показатели.

«Российская газета»