В первых числах октября, не простояв и пары дней на месте будущего мемориала, в сквере, прилегающем к Дворцу творчества юных, был разобран и возвращен обратно в мастерские скульпторов Постникова и Суворова один из элементов будущего комплекса в честь воинов, погибших в локальных конфликтах.

фото По неподтвержденным слухам, скульптура не понравилась случайно заглянувшему на объект премьеру Юрию Питкевичу.
Речь идет о скульптурном изображении трех птиц, выполненном в технике металлопластики (модное, но пока редко встречающееся в Ижевске направление).
Пока птицы «отдыхают» в хозяйственном дворе позади здания Худфонда, полемика вокруг будущего памятника продолжается.
На полосе «Д» сегодня высказываются те, кто непосредственно причастен к упомянутым птицам и вообще внешней культуре удмуртской столицы.
Необходимые пояснения. В 1999 году проходил открытый конкурс на проект мемориала в память о воинах, погибших и участвовавших в локальных конфликтах. Первую премию получил проект Петра Фомина «Часовня всех религий», а вторая, поощрительная досталась проекту Сергея Макарова и Александра Шубенкова. Тогда не нашлось средств на его реализацию.
В этом году их частично удалось изыскать, но поскольку проект Фомина оказался очень дорогостоящим, то обратились к проекту Макарова. Концепция всего проекта – это полузамкнутый амфитеатр, в основании которого мишень. Внимание зрителя, оказавшегося внутри, отключенного от внешнего мира, концентрируется на площадке, художественным и смысловым центром которой служит скульптурная композиция из трех птиц, как бы попавших под прицел и ставших мишенью.

Сергей Макаров, архитектор, один из авторов реализуемого проекта

- Мы выбрали в качестве темы нашего проекта павших (не падших, не упавших!). В этом образе есть определенный настрой, ассоциации, связанные с трагедией. Пластика скульптуры – нервная, экспрессивная. Выбранная скульпторами, техника определила пластику и стилистику фигур. Они собраны из простых элементов – железных пластин, прутьев, труб. Сама тема мемориала страшная. Почему же образ этой темы должен быть благостным? Наше решение задевает, это главное.
То, что было установлено на постаменте - по сути, каркас, с которым предполагалось дальше работать, чтобы найти какие-то повороты, новые ракурсы силуэта. Что-то успели сделать, что-то нет. Но сама возможность дальнейшей работы сохранилась, то есть я ощущаю данный момент как рабочий.
На градостроительном совете я защищал проект и скульптурную композицию. Были высказаны в целом положительные отзывы с предложениями по каким-то частностям. Скажем, среда. Одно дело, если объект стоит на постаменте в огромном пространстве, когда теряется его масштаб. Даже пропорции постамента важны, важна горизонтальная протяженность. В том виде, как получилось на деле, постамент пропорционально «убил» скульптуру. А ведь он должен состоять из нескольких протяженных частей, должен пересекать тропу.
Птицы – красивый универсальный образ, в котором множество символов. А многие привыкли к натуралистическому восприятию скульптуры. Но художественный образ воспринимается сложно, в зависимости от возраста восприятие меняется. В каком-то смысле, наша идея на стыке реальности и абстракции. Сам образ птицы, крыло, перья - все «прочитывается» в художественном ключе, рождает многослойное восприятие. Эта вещь не предназначена для восприятия издалека, ее надо рассматривать вблизи, изнутри амфитеатра, подойти к ней вплотную, задуматься над художественным шифром.
На совете прозвучала фраза – «Надо спросить народ». Зачем? Надо просто найти в себе смелость, чтобы принять решение - поставить либо убрать, потому что «народ еще не созрел». Так еще много в нас советского… Сами «афганцы» говорят, что не поняли нашей идеи. «При чем тут мы?» А мы с Сашей Шубенковым думаем, что это памятник даже не для них, не для родителей, потерявших там своих детей. Он для нас всех, кто там не был, не пережил этого ужаса, не ощутил горечи потерь. Эта вещь должна напоминать НАМ обо всем, пережитом ими. Наши птицы – они из другой культуры, на другом уровне мышления – иррациональном, эмпирическом, созерцательном. И на этом языке, мне кажется, нам удалось высказаться мощно и выразительно.
Говорят, что уже к нашим птицам приклеили кличку «Птичий грипп». Но это нормально, очень по-русски. Вообще опошлить все легко, какой бы серьезной вещь ни была - все равно что-нибудь да прицепится. А ведь любой случайный элемент способен разрушить среду. Поставили там какие-то нелепые скамейки в виде слоников… Избранная скульпторами пластика требует лаконичных решений всех окружающих деталей – скамеек, светильников. Из мелочей вырастает целое. Все важно, все работает. Появится фонарь не из этой эстетики - все сразу разрушит, появится суета…
Сейчас задача группы, как я понимаю, - работать на нюансах, чуть левее, чуть правее, искать более выразительный, острый силуэт. Больший упор сделать на архитектуру, на среду, на постамент. Это «первая очередь». Боюсь, как бы она не стала и последней.
Но мы честно выполнили свою миссию, показали дальнейший шаг для тех, кто будет работать над этим памятником после нас.

Дмитрий Постников, скульптор

- В проекте первоначально было заложено литье, которое заменили металлопластикой в целях удешевления стоимости. В августе мы показали заказчику эскиз памятника и фрагмент крыла в двух вариантах, чтобы можно было представить, как будет выглядеть скульптурная группа в целом. Комиссия работу одобрила.
Смонтированный на площадке у Дворца пионеров памятник представлял собой не оконченный вариант, а как бы его рабочую стадию. Возможности пространственных решений в тесноте нашей мастерской ограничены, поэтому мы планировали проработать композиционные моменты уже с учетом масштаба, пространства и воздуха на месте расположения будущего комплекса.
Мы согласны с замечаниями, прозвучавшими на градостроительном совете. Они вполне реализуемы и укладываются в русло общей концепции памятника. Композицию надо будет растянуть, дать больше воздуха. Где-то добавить плотности.
Сейчас мы делаем новые эскизы, птицы по-другому будут располагаться в группе, изменится в целом силуэт скульптуры.
Металлопластика в данном случае диктует стилистику фигур. Что такое война? Это кучи искореженного железа, это не «гладенькое и красивенькое». Мы хотели уйти от штампов, хотели сделать аллегорическую скульптуру. Материал несколько неожиданный для нашего зрителя. Может, поэтому вызывает отторжение.
Сварное железо, на мой взгляд, хорошо отражает суть парадокса - противостояние живого и мертвого, прерванного полета и стремления в небо. «Оперение» наших птиц, пруты, трубы, оно графически напоминает взрыв.
В целом комплекс пока даже не начат, выделена часть средств на благоустройство территории, устройство подходов, часть постамента и на скульптурную часть мемориала. Мы не можем видеть сейчас целой «картинки». Я бы сравнил нынешнюю ситуацию с тем, как если бы какой-то очень значимый орден прицепили к телогрейке…

Елена Чугуевская, главный художник города

- На градостроительном совете, который состоялся 18 октября и был посвящен именно вопросам, связанным с этой скульптурной группой, было принято решение все переделать. Символику памятника следует сделать понятной, «читаемой» для любого, самого неискушенного зрителя. Образ должен раскрывать идею, скульптура несет в себе некую «легенду», она должна быть понятна.
Тем, что установили на постамент непроработанный до конца вариант скульптуры, напугали полгорода. Расстроились родители погибших, сами «афганцы». Руководство города приняло решение – убрать и переделать. А то, что было, выглядело странно. Я еще понимаю, в качестве элитарного экспоната на какой-нибудь модернистской выставке это можно себе представить, но не в качестве городского памятника, который ориентирован на очень широкие слои населения.
Авторам предложено выполнить новый вариант композиции, в котором должны быть учтены замечания коллег и представителей общественности, прозвучавшие на градостроительном совете. Они касались, в частности, того, что необходимо еще раз проработать силуэт, добиться динамичного рисунка, подумать над композицией группы в целом. Когда новый вариант будет готов, он будет выставлен в коридоре 3-го этажа мэрии (там постоянно проходят какие-нибудь выставки – Н.Г.) для общественного обсуждения, а затем еще раз обсудим его на градостроительном совете.

P.S.

Я случайно увидела «спелёнутых» птиц из окна троллейбуса, когда их перевозили после демонтажа с ул. Горького обратно в мастерские. Еще не зная всей подоплеки происшедшего, я подумала: «Вот, чуть что сильное, оригинальное - так сразу не для нас!» Я думала, что этих странных птиц везут транзитом куда-нибудь в Воткинск… Если бы вокруг Эйфелевой башни устроили плебисцит, вряд ли сегодня Париж гордился своей «Grandmaman».