В череде многочисленных юбилеев, отмечаемых республиканской властью в последние два года, празднование пятилетия введения президентского поста стоит особняком. Значение этой вехи в истории Удмуртии действительно трудно переоценить.

Особенно, если брать в качестве точки отсчета не только то, о чем вспоминать приятно и не стыдно.
Александр Волков не постеснялся вставить в свой юбилейный альбом эту красноречивую фотографию. Видимо, он не сомневается, что с «Куполом» все было сделано правильно.

Ты помнишь, как все начиналось

Если обратиться к публикациям об Удмуртии федеральных газет пятилетней давности, то человеку с короткой памятью можно сильно удивиться. Выяснится, что главным поводом для упоминания Родникового края будут отнюдь не состоявшиеся в нем президентские выборы. Более того, если попробовать найти утешение в республиканских изданиях, то и тут обнаружится, что наиболее страстные материалы конца октября - начала декабря 2000 года, посвящены тоже не Александру Волкову. Вернее, свежеиспеченный президент Удмуртии в них присутствует, но исключительно как декоративная фигура, писать о которой применительно к ситуации нечего, а не упомянуть неудобно. В начале декабря исполняется пять лет с того момента, как Юрий Шестаков согласился написать заявление об увольнении «по собственному желанию» с поста генерального директора ИЭМЗ «Купол». Отставка любимца властей и прессы Удмуртии конца 90-х годов прошлого столетия стала прямым следствием выборов первого президента республики. ИЭМЗ «Купол» - щедрый донор бюджета и спонсор самых экзотических проектов, а также одно из наиболее богатых и привлекательных предприятий республики еще летом был без колебаний принесен Александром Волковым в жертву ради продолжения личной политической карьеры. Такова была цена поддержки со стороны той части федералов, олицетворением которой для Удмуртии на последующие годы стал Илья Клебанов.
Пять лет назад «Купол» был отдан на откуп сторонним игрокам и навсегда утратил статус самостоятельной силы в сложных хитросплетениях отечественного ВПК. Само по себе это еще не должно было привести к катастрофическому развитию ситуации на былом флагмане республиканкой «оборонки». Однако дело усугубилось тем, что при выборе его нового руководителя профессиональные критерии играли чуть ли не последнюю роль. Уже тот факт, что какое-то время считалось почти решенным делом назначение на «Купол» близкого республиканским властям бизнесмена средней руки Данила Белоголовкина, сам по себе показателен. Однако к тому времени потенциал утратил не только завод, но и сдавший его Волков. Единственное, что ему тогда удалось - это несколько сохранить лицо и избежать назначения «варяга».
В остальном все произошло в соответствии с полулегендарным предсказанием Юрия Шестакова, который, уходя с предприятия, будто бы заявил, что оставляемый им завод быстро попадет в тяжелое положение и уже никогда не поднимется. Тогда это могло показаться бессильной злобой отставника, теперь выглядит как сбывшееся пророчество. А еще сегодня особенно гротескно выглядят сообщения информагентств конца февраля 2001 года о том, что «из восьми представленных на конкурс программ развития «Купола» программа господина Васильева была признана комиссией наиболее эффективной». Что ж, с тех пор новый генеральный ИЭМЗ «Купол» в подтверждение этой характеристики действительно сумел приобрести много различных дипломов и статуэток.

Административный тупик

В помпезно и дорого изданном альбоме «Путь созидания. Удмуртия: 5 лет президентской республике» вышеописанные события, разумеется, не отражены. «Куполу» в этом полиграфическом памятнике эпохи посвящены удивительно содержательные слова о том, что отличительной чертой этого предприятия (наряду с ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг») является «производство оборонной продукции и товаров народного потребления».
Между тем сама история взлета и падения Ижевского электромеханического завода, а также действия Александра Волкова в этой связи ярко иллюстрируют как стиль работы первого президента Удмуртии, так и адекватность в качестве управленца.
Не секрет, что одним из главных своих достоинств он почитает умение добиться визита в кабинет любого высокопоставленного чиновника. Однако все чаще обнаруживается, что это выработанное годами мастерство не приносит желаемого результата. По тому же «Куполу» Волков неоднократно заявлял о своих маленьких административных победах - встречах на самом высоком уровне. В апреле этого года он даже намекал членам ассоциации «Деловая Удмуртия» на то, что под его влиянием руководитель «Рособоронэкспорта» «порекомендовал президенту больше не выдавать лицензию» главному конструктору концерна, куда входит ИЭМЗ. По мысли Волкова, это должно было поспособствовать продвижению спецтехники предприятия, поскольку вышеупомянутый конструктор тогда бы не смог продвигать на рынок свое любимое детище - конкурирующую с ТОРами систему ПВО. О том, что именно ссора с этим пожилым конструктором в свое время называлась в качестве одной из первопричин проблем Шестакова и попыток передать производство с ИЭМЗ в Йошкар-Олу, Волкову, видимо, не сообщили.
При формировании образа Волкова как эффективного управленца значительную роль играют и визиты федеральных руководителей. Последним, из такого рода достижений, является визит в Удмуртию главы российского правительства Михаила Фрадкова, случившийся на этой неделе. Как правило, в ходе таких поездок делается масса громких заявлений о высоком уровне отечественной оборонной промышленности вообще и ее конкретной республиканской составляющей в частности. Однако анализируя реальные результаты этих вояжей, приходишь к выводу, что их экономическая эффективность ничтожна. С 2000 года невозможно назвать ни одного визита высокопоставленного чиновника, результатом которого стала бы реализация конкретного проекта в области республиканского ВПК. О нынешнем месте Удмуртии в российском ВПК красноречиво свидетельствуют цифры. В ходе визита в Удмуртию в октябре 2004 года министр обороны Сергей Иванов заявлял о том, что госооборонзаказ для республиканских оборонных предприятий в 2005 году будет увеличен в 2 раза и составит 2 миллиарда рублей. Даже если это обещание было выполнено, то стоит заметить, что всего на эти цели в российском бюджете текущего года было предусмотрено 183 млрд руб. То есть Удмуртии досталось чуть больше одного процента.

Повторение пройденного

Помимо визита Фрадкова, приятным для Александра Волкова событием последних дней должно было стать и появление слухов о том, что его давний политический патрон Илья Клебанов может вновь стать чиновником, влияющим на принятие решений в сфере ВПК. «КоммерсантЪ» 26 ноября сообщил, что он является главным кандидатом на пост руководителя Федерального агентства по оборонной промышленности. Указ о создании такой структуры, в ведение которой будут переданы все крупнейшие оборонные предприятия страны, может появиться уже в ближайшее время. Нет сомнений, что если это произойдет, то энтузиазму Александра Волкова не будет предела. Между тем, Илья Иосифович со своей стороны вполне может счесть «купольский» кредит пятилетней давности уже давно погашенным и потребовать новых жертв. Одна из них обозначилась в начале ноября, когда газета «Время новостей» сообщила о том, что производство на «Ижмаше» высокоточных артиллерийских снарядов «Краснополь» может быть свернуто в пользу Тульского машзавода. Дело в том, что другое предприятие из этого города - Конструкторское бюро машиностроения - является разработчиком этих снарядов Его бывший главный инженер, а ныне губернатор Тульской области Вячеслав Дудка лоббирует такое решение. Как сообщил источник газеты, он настаивает на передаче в свой регион экспортного варианта «Краснополя», который ныне обеспечивает весомую часть доходов «Ижмаша». Нетрудно представить себе, какое поле для маневра открывается у федеральных чиновников, которые будут принимать решение по данному вопросу. Президентская пятилетка, начавшаяся «купольским» скандалом, дает немало примеров того, что Александр Волков может противопоставить негативному для «республики сценарию развития событий. Опыт показывает, что его личного ресурса хватает только на обсуждение условий капитуляции. Как глава военно-промышленного региона он слишком очевидно не состоялся. Мог ли, хотел ли - это уже не так важно. Показателен все тот же юбилейный альбом. В его второй части, с красноречивым заголовком «Республика выбирает развитие», в разделе «Удмуртия промышленная» полностью господствуют сырьевики. Промышленности, не говоря уже конкретно о ВПК, там нет вообще. Став вторым по продолжительности управления регионом руководителем, после Марисова, Александр Волков войдет в историю как человек, опустивший регион до своего уровня понимания проблем и зачистивший под эту планку и кадры и производство
.