В последнюю неделю ноября с утверждением кандидатуры главы администрации г. Ижевска и председателя Контрольной палаты завершилось формирование общего формата новой городской власти столицы Удмуртии.

фотоО своем первом опыте участия в подобного рода решениях рассказывает заместитель главного редактора «Д» Андрей КОНОВАЛ – один из 42 депутатов городской Думы Ижевска, избранных 16 октября и получивших право голоса при принятии главных кадровых вопросов в городе.

- Андрей, прошло уже почти полгода после утверждения нового Устава города, полтора месяца с момента избрания главы муниципального образования «город Ижевск» и полмесяца после того, как у Ижевска появился глава администрации. В редакцию же продолжают поступать вопросы горожан относительно того, кто сегодня возглавляет город, есть ли у нас мэр, кто главнее – Ушаков или Балакин…

- Действительно, большинство горожан сегодня слабо представляют новую структуру управления городом. И причины этого даже не столько в сложности новой структуры, сколько в поспешности и недемократичности проведения этой реформы. Можно спорить о плюсах и недостатках новой системы, как она задумывалась на федеральном уровне, но у нас-то в республике она была внедрена не из соображений целесообразности. Президент Волков просто завершил построение своей «вертикали». Новый Устав города был принят Гордумой под давлением администрации Волкова фактически без учета мнения горожан – не были проведены ни референдум, ни даже общественные слушания по этому вопросу. С учетом того, что личная популярность Волкова в Ижевске крайне низкая, вряд ли бы горожане высказались за переход к системе, которая, по сути, ставит управление городом в зависимость от окружения одного человека.
Если говорить о формальной стороне, то в настоящее время такой должности, как «мэр» (всенародно избираемый), в Ижевске больше нет. Виктор Балакин сегодня занимает должность с очень длинным названием «Председатель городской Думы г. Ижевска – Глава муниципального образования «город Ижевск». Председатель Гордумы избирается депутатами из своего состава. Именно поэтому Балакин участвовал в выборах в Гордуму как «простой» кандидат.

- То есть Виктор Балакин теперь фактически глава представительной власти?

- Можно и так сказать. Функции же непосредственного управления отданы Главе Администрации г. Ижевска, неофициально эту должность еще называют «сити-менеджер». Возможности населения влиять на выбор кандидатуры на эту должность фактически нет.

- Какова процедура назначения главы администрации?

- Глава администрации назначается Гордумой по контракту, заключаемому по результатам конкурса. Конкурсная комиссия, которая отбирает победителя, формируется на одну треть Госсоветом Удмуртии и на две трети Гордумой Ижевска. От республики в комиссию вошли председатель правительства Юрий Питкевич, замглавы администрации президента Леонид Кондаков и первый заместитель председателя Госсовета Александр Соловьев. От города - сам Виктор Балакин, два его заместителя, Почетный гражданин г. Ижевска Вульф Беселев, и.о. руководителя аппарата городской администрации и начальник правового управления. То есть из 9 человек – 8 должностные лица, из них четыре – чиновники, причем трое из них не обладают опытом собственно экономической деятельности. На заседании Думы этот персональный состав комиссии голосовали в одном пакете с проектом положения о процедуре конкурса. Я предлагал разделить между собой эти две принципиально разные вещи, но мое предложение не прошло. Состав комиссии ведь подбирался на самом деле не для проведения реального конкурса, а просто для того, чтобы утвердить проталкиваемую Волковым и Питкевичем кандидатуру Александра Ушакова. Остальные кандидаты - замглавы администрации Валерий Кузьмин или сотрудник ДОАО «Спецгазавтотранс» Виктор Тимофеев - участвовали в конкурсе, скорее, для проформы.

- При утверждении результатов конкурса на сессии депутатам предоставили возможность самим ознакомиться с программой победившего кандидата - Ушакова?

- Нет, просто предложили утвердить результаты конкурса, и все. «За» проголосовали почти все при одном «против» и одном «воздержавшимся». Я, естественно, голосовал против.

- Почему?

- Во-первых, потому что при исполнении им обязанностей вице-мэра по строительству по городу прокатилась волна нарушений в градостроительной сфере, с чем мне постоянно приходится сталкиваться, общаясь с людьми. Во-вторых, потому что сомневаюсь в менеджерских талантах Александра Ушакова. По своей карьере – это типичный аппаратчик, выполняющий поставленные сверху указания. Задача, которую сегодня ставят перед Ушаковым – это, прежде всего, обеспечить лояльность городской власти руководству республики в условиях дальнейшего резкого ухудшения уровня жизни большинства населения, продолжения свертывания социальной сферы, роста безработицы, повышения жилищно-коммунальных платежей. Глава правительства Питкевич, когда приехал поздравлять Ушакова с утверждением в должности, выступая перед депутатами в относительно узком кругу, прямо заявил, что в ближайшее время будут приниматься непопулярные решения – например, сокращение стационарных мест в медицинских учреждениях. «Для чего у нас больницы – лечить или чтобы кто-то там мог полежать, отдохнуть и подкормиться», - примерно так он и сказал. Не знаю, может, чиновники и могут в современных условиях «подкормиться» в больнице в каких-то особых палатах, а для основной массы горожан такое обвинение, конечно, дикость. Там и так лежат только те, кто остро нуждается.
Сегодня в городе предстоит еще ряд важных кадровых назначений, и я боюсь, что они будут осуществляться по принципу личной преданности, а не исходя из деловых и моральных качеств. Тем более что на последней сессии именно так Виктор Балакин «провел» на пост руководителя Контрольной палаты бывшего спикера Думы Александра Новикова. Человека, который проиграл выборы в Думу, который не смог внятно ответить ни на один из вопросов при утверждении, и чье главное качество, как было заявлено, это то, что «с ним всегда можно договориться». Это на посту-то главы контрольного органа!

- На какой срок назначается «сити-менеджер»?

- Контракт действует до момента прекращения полномочий Думы этого созыва. Контракт может быть расторгнут через суд, если глава администрации не выполняет его условия. Причем иск в суд могут подавать и Гордума и президент Удмуртии.

- Так кто же все-таки теперь «главней» - Балакин или Ушаков?

- Это определится в практическом процессе. Теоретически у нас всегда сильней исполнительная власть, но Ушаков - человек республиканской команды, следовательно, фигура сама по себе менее самостоятельная в политическом смысле, чем Балакин. У Балакина же есть какая-то своя команда и в аппарате, и в Думе. Хотя в случае возникновения конфликтной ситуации, республиканское руководство может достаточно легко надавить на депутатский корпус, что тоже ставит Балакина как должностное лицо, избираемое депутатами, в сложное положение. Идеологически же на уровне города персональная ответственность за происходящее в Ижевске оказывается размыта, перемещаясь на уровень республики.

- Каковы последствия слабости городской власти для Ижевска?

- Прежде всего, финансовый ущерб. Правящая в республике «команда Волкова», не будучи способна рационально и эффективно управлять экономикой и тратя огромные средства на проекты, которые дают не экономический, а только пропагандистский эффект, вынуждена закрывать свои проблемы все большим выкачиванием средств из Ижевска. За счет этого денежные доходы бюджета Удмуртии за период с 2003 по 2005 годы выросли на 61%, а бюджета Ижевска – лишь на 0,9 % (прогнозная оценка). С учетом инфляции это означает мощное сокращение финансовой базы города. В следующем году этот разрыв будет еще более впечатляющим – 92% и 0,3% соответственно. Сегодня Балакин пытается убедить республиканское руководство предусмотреть в бюджете Удмуртии выделение на нужды Ижевска дополнительно средств на сумму почти полтора миллиарда рублей. Но еще в этом году команда Волкова изъяла через перераспределение двух видов налогов из Ижевска более 2 млрд рублей. Эта цена потери независимости городского самоуправления.

- По принципиальным вопросам голосования в Думе твой голос, как правило, одинок. Не делает ли это бессмысленным твое прохождение в Думу от протестного движения?

- Нет. Во-первых, не надо сбрасывать со счетов моральный эффект от нашей победы - пусть пока только и в одном округе. Во-вторых, депутатский статус открывает ряд дополнительных возможностей при получении информации и взаимодействии с органами власти при отстаивании прав граждан. В-третьих, по целому ряду вопросов и действующие депутаты способны проявить принципиальность. Например, на последнем заседании Думы при обсуждении ставки земельного налога был поднят вопрос, почему предлагаемая исполнительной властью ставка налога на земельные участки, занятые объектами образования, здравоохранения, физической культуры, выше, чем на участки под автозаправочными станциями, приносящими реальную прибыль. Разработчики проекта утверждали, что на самом деле реальная сумма налога будет иной из-за разницы в кадастровой стоимости земель, однако депутат Александр Пестерев на примере расположенных рядом конкретных стадиона и автозаправки показал, что это не так. И Дума проголосовала за снижение ставки с социальных объектов. Наконец, в качестве депутата я имею право на нормотворческую инициативу, и внесение поправок в обсуждаемые проекты решений Думы.

- Что в этом плане тобой уже делается?

В частности, мною внесен на рассмотрение целый ряд поправок к проекту Положения о публичных слушаниях, которые призваны демократизировать эту процедуру. Достаточно сказать, что, например, в Перми, где положение о публичных слушаниях уже действует, именно через публичные слушания оппозиции удалось в значительной степени заблокировать отмену системы прямых выборов мэра города. Я обратился ко всем депутатам с обращением о необходимости создания межведомственной комиссии с участием депутатов по проблемам жителей общежитий с постоянной пропиской, которые оказались лишены возможности приватизировать свое жилье и с принятием нового Жилищного кодекса вообще рискуют лишиться крыши над головой. Необходимо также поднять вопрос о необоснованном завышении тарифов на тепло, факт которого был оспорен рабочей группой Общественного совета пенсионеров по вопросам ЖКХ, а также вопрос выполнения пункта соглашения между городом и профсоюзом работников народного образования о выделении средств на санаторно-куроротное лечение учителям и работникам дошкольных учреждений. Работы, в общем, хватит.