В 2005 году автозавод провел одно из самых масштабных сокращений в истории города. На улице в одночасье оказались тысячи людей.

В один из своих многочисленных визитов на «ИжАвто» Александр Волков пожурил женщин за то, что те курят. Теперь уволенным работницам тоже есть, что сказать своему президенту.В 2004 году численность сотрудников предприятия составляла около 12 тыс. человек, сейчас на заводе осталось приблизительно 3,5 тыс. сотрудников. После глобального сокращения работников «ИжАвто» показатели безработицы в республике выросли вдвое


Версия «ИжАвто»
По официальной информации пресс-службы автозавода, сокращение было не таким страшным, как ожидалось изначально. Вместо заявленных на сокращение семи тысяч сотрудников в действительности сокращены «только» четыре. Пятьдесят процентов уходили «по собственному желанию», не имея никаких претензий к предприятию. Кто-то не хотел портить трудовую записью о сокращении, кто-то сам нашел работу. На «ИжАвто» не подано ни одного судебного иска. По словам руководителя пресс- службы Инны Левыкиной, предприятие предлагает трехстороннюю программу переобучения, обучение работе с компьютерными программами типа «1С: Бухгалтерия». По заводской информации, многие из сокращенных просто сами снимаются с учета. 500 человек перестали приходить в центр занятости. В настоящее время из семи тысяч покинувших завод не трудоустроены две тысячи человек. Информация же о том, что предприятие собирается прекратить выпуск «шестерки», сильно преувеличена, окончательное решение о судьбе этой модели еще не принято. Собираются выпускать фургон на базе «четверки», в связи с чем предполагается небольшой прием работников. Также есть потребность в сотрудниках для работы на недавно открывшемся окрасочном комплексе. Так что в принципе ничего страшного на «ИжАвто» не происходит. Многие, у кого было желание, устроились на новую линию «KIA».


Страшные факты

Первые сокращения на «ИжАвто» начались в декабре 2004 года. Сначала с завода исчезли все пенсионеры и те, кому до пенсии оставалось совсем немного. В 2005 году завод накрыли три волны массовых увольнений, в апреле, июле и в октябре. В качестве основной причины сокращения рабочих мест называли закрытие линий производства автомобиля «Ода» и фургона 27-171. Среди «уцелевших» работников ходят упорные слухи о том, что в начале нового года «ИжАвто» выбросит на рынок труда новую порцию безработных. Связывают это предстоящее событие с закрытием производства «шестерки», которое согласно выпущенному приказу намечено на январь 2006 года.
Но даже если не забегать вперед, а оглянуться на то, что было, картина получается крайне мрачная. По словам бывших сотрудников «ИжАвто», под сокращение пошли все категории работающих, скидки не делалось никому. Увольняли матерей-одиночек, учащихся, молодых специалистов, людей предпенсионного возраста. Никакой роли в данном случае не играл и опыт работы. Единственное, что имело хоть какое-то значение, это субъективное мнение начальства или прочные «подвязки» в руководстве. Многие предпочитали уходить сами, не дожидаясь увольнения, если подворачивалось место, теряли в деньгах, в должности, но уходили пока не поздно. Другим идти было некуда, они просто ждали уведомления и расчета.
В качестве еще одного метода «борьбы с трудящимися» использовалось усиление режима. Жестоко карался любой проступок. Два предупреждения – а на третий раз уже собирали материал и желали «счастливого пути».
Начальник одного из бюро, Оксана, одинокая мама, по закону сократить ее нельзя, но и она получила уведомление от начальства: «Готовься, пойдешь под сокращение». Знающие люди посоветовала не соглашаться и не уходить. Сверху прореагировали быстро: «Ты что думаешь, мы на тебя статьи не найдем? Уйдешь по статье!». Оксана ушла «по согласованию».
Конечно, работодатель не бросил всех сотрудников на произвол судьбы. Как вариант решения проблемы сокращенным предлагали занять вакантные должности. Так, чтобы не терять ценного сотрудника (молодой человек был неплохим экономистом) его сначала сократили, а затем перевели на должность грузчика в том же отделе. Должностные обязанности экономиста за ним сохранили, так же как и ответственность, а вот зарплату Алексей стал получать по ставке грузчика.
В роли грузчиков и станочников предложили попробовать себя многим сотрудникам, но не все соглашались, особенно несговорчивыми в этом смысле оказались экономисты, бухгалтера и юристы, вообще все, у кого есть высшее образование.
Да и сомнительно, что «ИжАвто» испытывает столь большую потребность именно в грузчиках.
В общем, абсолютное большинство бывших работников оказалось перед вопросом: на что жить и где искать работу? Многие обратились в городской центр занятости, но не всем там помогли. 35-летнюю Татьяну сократили в июне, на автозаводе она была кладовщицей. Работу не может найти до сих пор, варианты по трудоустройству находятся, по словам Татьяны, «за тридевять земель», а зарплату предлагают мизерную. «Работать буду на транспорт», - говорит Таня. Сейчас даже поездки в центр занятости стали для нее дорогим удовольствием.
«Те конкурсные вакансии, которые предлагает служба занятости, уже бывают заняты», - говорит 44-летний Андрей Федорович, бывший начальник бюро. Работу он потерял в сентябре и пока никуда не устроился. По его словам, информация на бирже труда зачастую не проверенная и неоперативная. Средняя зарплата, которую может предложить биржа – 3 тыс. рублей.
Рузалия, 22 года, экономист. После неудачных попыток устроится через службу занятости и найти работу самой устроилась работать на почту, к маме. Лена, 21 год, бывший распредмастер, просидела дома три месяца, не могла найти работу, заплатила кадровому агентству, но отдачи не получила. Отправилась в обход по предприятиям города, потратила на поиски работы месяц, сейчас работает на оружейном заводе. По словам Лены, многие из ее знакомых до сих пор не могут найти работу. Самое тяжелое положение у 50-летних. Наладчики из ее цеха, мужчины чуть за пятьдесят, приобрели в ходе работы профессиональные заболевания, не имеют практически никаких шансов найти работу. Они никому не нужны.
В начале декабря покончил жизнь самоубийством бывший сотрудник «ИжАвто». Мужчина долго не мог найти работу, начались проблемы в семье. Две недели назад его вынули из петли.

Куда зовут работать

По данным городского центра занятости, после массового сокращения сотрудников «ИжАвто» уровень безработицы в городе подскочил до 1,74% (для сравнения: 2004 г. – 0,98%). И эти данные нельзя считать полностью достоверными, так как не все становятся на учет в службу занятости. По словам заместителя директора Центра занятости населения Елены Каракчеевой, фактически уровень безработицы достигает в республике 8,3 %. За двенадцать лет работы Елена Филимоновна не помнит подобных случаев столь массового отсечения работников от предприятия. Заводы предпочитали обходиться «малой кровью» и отправлять работников в частично оплачиваемые отпуска, работать неполную неделю. Сейчас на рынке труда складывается крайне тяжелая ситуация. Прогнозы пока неутешительные, уровень безработицы плавно ползет вверх.
Основная проблема с работниками «ИжАвто» состоит в том, что система предприятия, по словам Елены Каракчеевой, была во многом социалистической. В том смысле, что работник выполнял практически одну операцию и превратился в слишком «узкого специалиста», что очень неудобно для современного рынка труда. Основная масса работников были вспомогательными рабочими, напрямую не задействованными в производстве. Особенно много распредов, кладовщиков, охранников, полностью исчезла штамповка. Вместе с цехами сократили экономистов и бухгалтеров. Всем им крайне тяжело устроиться на работу, так как на рынке труда сейчас спрос на рабочие специальности, а профессии распреда как таковой практически нигде не осталось. Люди оказались на улице без профессии после стольких лет работы. Очень трудно трудоустроить экономистов и бухгалтеров. Во время работы на заводе они обычно выполняют минимум операций, теряют квалификацию и становятся неконкурентоспособными. Поэтому подобрать подходящую должность с достойной зарплатой практически нереально.
«Очень тяжело работать, - говорит Елена Филимоновна, – люди выходят с завода абсолютно неподготовленными к жизни. Многие переживают сильнейший стресс». В центре занятости действует специальная программа адаптации – бывает, что у кого-то случаются нервные срывы.
Из зарегистрированных в службе занятости безработных граждан 74,4 % женщины. Большинство мужчин предпочитает не вставать на учет и найти им работу бывает проще.
По словам Елены Филимоновны, в базе данных службы 6,5 тыс. предприятий, в настоящий момент активно сотрудничают с биржей труда 1,5 тыс. Ежедневно в службу занятости поступают 200-300 новых вакансий. Самый большой спрос сейчас на рабочие специальности, требуются повара, пекари, менеджеры по продажам. Рабочему, по мнению Елены Филимоновны, возраст не помеха, его, если он хороший специалист, всегда возьмут на работу при условии, что он здоров. Всем, кто ищет работу, заместитель директора Центра занятости населения порекомендовала самим проявлять максимум активности и обращаться к ним в службу.
А пока в преддверие нового 2006 года по автозаводу расходится информация о том, что хотят закрыть не только «шестерку», но в марте планируют снять с производства и «четверку», так что новые клиенты у центра занятости будут непременно.