Вернувшаяся два года спустя проблема подъема уровня воды в Нижнекамском водохранилище рискует стать моментом истины и неслыханным позором для Удмуртии.

фотоВесь пиар типа “влиятельный политик федерального уровня” в отношении Александра Волкова, а также пресловутая государственность Удмуртии, юбилей которой недавно с помпой отметила республиканская номенклатура, в одночасье оказались пустым звуком. Удмуртию опускают. И не только под воду.
Кто опускает Удмуртию? Шаймиев, который демонстрирует внимание к интересам соседних президентов лишь до тех пор, пока они не начинают идти вразрез с его собственными? Александр Александрович и все, кто читает эту статью, пристегните ремни, потому что я буду предельно жёсток и честен. Поехали.
“Не надо сравнивать нас с Татарстаном”, - принято говорить на совещаниях во властных структурах Удмуртии, когда дело касается показателей экономического развития. Привилегированное положение южного соседа в глазах Москвы уже давно стало предметом зависти и стандартным оправданием провалов в экономике республики.
Пробиваемый в ультимативном порядке правительством Татарстана проект по поднятию уровня воды в Нижнекамском водохранилище, в результате которого часть Удмуртии окажется под водой, - это вызов сам по себе. А на фоне имеющегося у республиканских властей комплекса неполноценности эта дикая ситуация просто не оставляет для Александра Волкова никакого другого выхода, кроме активных действий, конфликта, борьбы. И не подковерной, полной вранья и фальшивых улыбок, а открытой, честной и яркой, чтобы мы, люди Удмуртии, могли без тени сомнения сказать: да, у республики есть президент с большой буквы, который действительно на нашей стороне, которого по-настоящему волнует судьба этого края, а не последствия поднятия воды для коттеджей элиты, украсивших берега Камы.
Кто несет ответственность за то, что об интересы республики вытирают ноги? Почему Вы, Александр Александрович, позволяете относиться к себе с пренебрежением? Где Ваше возмущение, где протест? «Выступил резко против», «категорически отверг», - в таких формулировках пресса описывала высказывания Волкова относительно планов Татарстана. Ну, и где результат, господин президент? Значит, недостаточно «резко», недостаточно «категорически», вполсилы, для проформы, для хорошей мины.
Мы пока не слышим боевого клича нашего президента. Вместо него мы услышали нечто невнятное и жалобное от имени Госсовета Удмуртии в адрес… премьера Фрадкова. Мне трудно подобрать для выражения моего отношения ко всему этому другого слова, кроме как «отстой». Карманный рупор главы республики в действии. Последний раз парламент вопил под дудку Волкова о «нарушении Конституционных прав населения Удмуртской Республики» осенью 2001 года. Тогда это было совсем по другому поводу: и буквально, и по смыслу – федералы отключили вещание ГТРК “Удмуртия”, наступив на действительно больную мозоль президента Волкова. Был тогда и драйв, и гнев, и резкость, но сам контекст ситуации все равно оставлял привкус мелочности всего происходящего.
И причем здесь сейчас Фрадков? Он был здесь всего три недели назад. Все слова о том, что волнует, были или должны были быть сказаны тогда. Время писать письма давно прошло - это обращение теперь сгодится только для того, чтобы сходить в туалет. Для ощущения полного абсурда осталось только отправить письмо с жалобами на Шаймиева Путину, у которого Александр Волков побывал в начале декабря. Зато с тех пор, как два года назад было торжественно подписано соглашение по Нижнекамскому водохранилищу, мы ничего не слышали ни о каких личных встречах Волкова с «виновником торжества» - президентом Татарстана. Где политическая воля, открытость, решительность? Вместо этого мы видим, как, встречаясь с Минтимером Шаймиевым, президент Удмуртии выступает резко против строительства атомной электростанции в Башкирии, а о проблеме Нижнекамского водохранилища упоминает почти что в контексте мирового соглашения.
Когда же дело касается отношений с Муртазой Рахимовым, Александр Волков становится значительно более снисходительным к угрозе «мирного атома», исходящей с сопредельной территории, демонстрируя, как и башкирский президент, полное неприятие планов братского Татарстана вывести на проектную мощность Нижнекамскую ГЭС. Почему он не говорит об этом лично Шаймиеву, сидя за столом переговоров и под прицелом телекамер, - очень интересный вопрос. Как и то, почему президент Удмуртии промолчал, когда Татарстан, уже подписав соглашение, тихой сапой поднял воду на полтора метра.
Вот так – метр за метром, проглатывая маленькие обиды ради сохранения лица, жертвуя достоинством ради “дружбы и сотрудничества”, Удмуртия реально приблизилась к своим 68 метрам позора. Что боялись потерять – то и потеряли.
Так кто опускает Удмуртию? Если вы скажете «Волков», значит, вы ничего не поняли. Спросите лучше себя: за кого я голосовал на выборах? Ты говоришь, что ходил и голосовал по совести и думаешь, что сделал все, что мог. Тогда ответь: живешь на сто процентов? Никогда не врешь? Не сдаешь друзей? Говоришь «нет», когда нужно сказать «нет»? Заботишься о родителях? Никогда не пройдешь мимо лежащего на земле человека? Знаешь по именам всех соседей в подъезде? И самый последний вопрос: так чего же ты хотел? Эти 68 метров наши общие - твои и мои.


из сообщений СМИ

С просьбой оградить население республики от посягательств на конституционные права обратились к Михаилу Фрадкову депутаты Госсовета Удмуртии. Просьба связана с опасениями, что осуществление проекта подъема уровня Нижнекамского водохранилища на 68 метров окажет крайне негативное влияние на окружающую среду не только Удмуртии, Башкортостана, но и Татарстана – последний является инициатором мероприятия. Участки предполагаемого затопления находятся в шести районах Удмуртии, которые как раз имеют наиболее развитую промышленную и сельскохозяйственную инфраструктуру.
В непосредственной близости от Камы также расположен крупнейший в России арсенал хранения химического оружия. По самым приблизительным расчетам, сумма ущерба в случае реализации проекта только в Удмуртии и Башкортостане составит порядка 50 миллиардов рублей
ИА “Агентство национальных новостей”, 15.12.2005


Пикеты и демонстрации против строительства двух новых атомных электростанций — Татарской и Башкирской — прошли в последние дни в ряде городов Республики Татарстан: Елабуге, Набережных Челнах, Актаныше, Мензелинске и Нижнекамске. Акции были организованы антиядерными общественными организациями республики. Пикетчики протестовали также против подъема воды Нижнекамского водохранилища на 6 метров, что, по их оценке, приведет к затоплению более 100 тыс. га земель, из них 58 тыс. пахотных.
ИА “Росбалт”, 23.11.2005


У проекта поднятия уровня Нижнекамского водохранилища до проектной отметки в 68 метров может появиться серьезный конкурент в лице аналогичного проекта по Чебоксарскому водохранилищу. Такая информация прозвучала сегодня на пресс-конференции в агентстве “Татмедиа”, в которой приняли участие заместитель министра экономики и промышленности Татарстан Фарит Туктаров, директор регионального диспетчерского управления ОАО “Татэнерго” Владимир Щелоков, директор Межрегионального энергетического координационного совета Фанис Нафиков и директор Нижнекамской ГЭС Рафик Айсин.