В четверг, 3 февраля в большом зале Облсовпрофа Федерация независимых профсоюзов (ФНРП) собрала председателей профсоюзных 'первичек' от всех профсоюзов, входящих в ее состав. Собралось более пятисот человек, как из Ижевска, так и из других городов, из сельских районов Удмуртии. Зал был переполнен.

От властей на встречу пришли: Игорь Семенов, Александр Горяинов, Виктор Балакин, Александр Кобзев и дюжина начальников министерств и ведомств - от Загайнова до Тамары Андреевой (ДШО). Пришедшие задали вопрос президиуму - почему нет Волкова? Но на это раз не пришел даже Питкевич.

Лидер ФНРП Евгений Орлов в начале обозначил круг вопросов, на которые собравшиеся хотели бы получить ответы. Все они связаны, с одной стороны, с введением в действие 122-го закона, с другой - с ростом тарифов на коммунальные услуги и других платежей.

С самого первого выступления (это был замминистра промышленности и транспорта Рафис Касимов) стала ясна тактика чиновников, которые в привычной манере стали 'докладывать', что сделано и делается для 'облегчения участи народа'. И сразу зал в штыки принял эту тактику - 'давай о деле!' кричали докладчику.

Еще труднее было Сергею Фефилову (министр труда) и Надежде Логиновой (фонд соцстраха) - им пришлось объясняться по поводу долгов по зарплате, а также о том, почему новый порядок переложил оплату первых двух дней больничного с фонда на работодателя.

Сразу после этого в зале встала женщина с подшипникового завода, которая на грани истерики прокричала в лицо начальству, что завода уже нет, все распродано, людей отправили 'в отпуск', не заплатив зарплату с ноября и пообещав выплатить треть 'отпускных'.

Наиболее острой оказалась полемика сторон, когда разговор дошел до коммунальных тарифов. Все, сидящие в зале, уже видели свои новые платежки. Возмущение было огромным.

'Докладывал' вице-мэр Александр Ушаков. По его словам, все абсолютно позиции роста введены с соблюдением действующего законодательства. Но ему возражали по таким пунктам: перевод методики расчета оплаты лифтов и мусоропроводов  с количества жильцов на квадратные метры совсем не обязателен, никто этого их делать не вынуждал; ссылка на рост энерготарифов несостоятельна, так как этот показатель в их таблице явно завышен; возврат строки 'капремонт' требует решения собрания собственников жилья, но это не значит, что если нет кондоминиума, то собрания собственников нельзя провести. Не смог Ушаков назвать даже четыре фирмы, проверявшие правильность коммунальных тарифов. Но на полном серьезе убеждал, что это 'уважаемые фирмы'. На что Светлана Бернотас (Октябрьский профсоюз работников образования) зачитала особое мнение одного из специалистов, который был не согласен с принятыми цифрами роста, по его мнению, они должны были бы быть на 8-10 процентов ниже. Наконец, та же Бернотас, выйдя к трибуне, зачитала правительственный документ, по которому на новый уровень оплаты населением ЖКУ правительство РФ 'рекомендует не позже 31 декабря 2005 года', тогда как наши исполнители поспешили сделать это уже с 1 января (на 95%), и с 1 июля (100%). Вразумительного ответа от министра по поводу такой поспешности зал тоже не услышал.

То, что чиновники очень волновались, было видно и по их оговоркам - так, глава Удмуртского отделения Пенсионного фонда несколько раз оговорился, что 240 рублей к пенсии добавят с 1 апреля, на что ему многократно из зала кричали, что с 1 марта, а не с 1 апреля. Тамара Андреева, докладывая о росте платы за детсады, непозволительно долго не могла назвать конкретные суммы, которые придется платить родителям, оперируя лишь процентами.

Два с половиной часа спустя после начала собравшиеся уже без стеснения, кто-то и вслух, говорили, что зря пришли сюда - никакого ответа они не получили, только убедились, что во власти сидят люди некомпетентные, недобросовестные и лицемерные.

До самого главного вопроса - о необходимости каким-то образом поднимать зарплату в городе и республике - собрание так и не добралось - говорить с чиновниками было не о чем.