Разбирательство Пермской инспекции ФНС с местным рекламным изданием неожиданно привлекло внимание всего издательского сообщества. Издателя бесплатной газеты налоговики просят уплатить НДС с распространения. Предполагаемую налогооблагаемую базу инспекторы рассчитали по аналогии с платными изданиями, в итоге сумма налоговых претензий составила 2,5 млн рублей. Если налоговикам удастся доказать свою правоту, у государства появится механизм банкротства любого СМИ, бесплатного для потребителя, включая эфирные телеканалы и радиостанции.
На прошлой неделе инспекция МНС России по Свердловскому району Перми завершила проверку ООО 'Ва-Банкъ-
Пермь' и установила, что компания недоплатила в казну 2487,685 тыс. рублей НДС. Как говорится в акте налоговой проверки, согласно статье 146 Налогового кодекса, услуги, оказываемые на безвозмездной основе, признаются реализацией услуг и, следовательно, подвергаются налогообложению НДС. При этом в налогооблагаемую базу включается предполагаемая стоимость бесплатного печатного издания, включая стоимость его доставки потребителю. Издатели газеты 'Ва-Банкъ' с выводами налоговиков не согласны. '310 тыс. газет продать в обычном порядке невозможно, - считает председатель совета директоров 'Ва-Банкъ-Пермь' Дмитрий Усачев. - Наш рекламодатель платит не только за изготовление макетов, печать и бумагу, но и за распространение. А мы НДС с рекламы платим. За прошлый год заплатили 23 млн рублей налогов, в том числе 13 млн рублей НДС'.
Сейчас 'Ва-Банкъ-Пермь' готовит возражения в налоговые органы, и если они не будут приняты, компания готова отстаивать свои права в суде. 'Если даже мы не выиграем дело в арбитраже, то не сомневаемся, что апелляционная инстанция примет решение в нашу пользу', - говорит господин Усачев.
Эксперты считают претензии пермских налоговиков необоснованными. 'Такие налоговые требования неправомерны, - уверен руководитель аналитической службы юридической компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' Вадим Зарипов. - Для рекламных изданий продажа не является видом деятельности, а распространение является частью рекламных услуг, которые оказывает СМИ'. Поэтому НДС уже заложен в стоимость рекламы, полагает Вадим Зарипов, и налоговые органы, выдвигая подобные претензии, нарушают один из главных принципов налогообложения - невозможность дважды облагать налогом одну и ту же сумму. Господин Зарипов подчеркивает, что, следуя логике налоговых органов Перми, эфирным телеканалам и радиостанциям нужно начислять НДС за получение сигнала зрителем или слушателем - например, исходя из среднерыночной стоимости кабельных или спутниковых телеканалов и радиостанций.
О потенциально тяжелых последствиях подобных действий налоговиков для медиарынка говорит и гендиректор ИД 'Три короны' (издает бесплатную газету 'Метро' в Санкт-Петербурге) Борис Коношенко: 'Для любого бесплатного издания подобное доначисление может закончиться его закрытием. Так можно обанкротить не только печатное СМИ, но и телеканалы и радиостанции'. Господин Коношенко уверен, что в случае судебного разбирательства суд признает неправомочность подобных налоговых претензий: 'Очевидно, что платные и бесплатные издания - совершенно разные продукты, скорее всего, эта газета вступила в конфронтацию с местными властями и это просто способ давления на нее'.

Ъ    Рекламная газета 'Ва-Банкъ' издается в Перми с декабря 1994 года. Первоначально учредителем выступала компания 'Комсомольская правда - Пермь'. В 2003 году ООО 'Ва-Банкъ-Пермь' было выкуплено ЗАО 'Интермедиагрупп'. Еженедельный тираж газеты составляет 310 тыс. экземпляров. Годовой оборот компании в 2004 году составил 78 млн рублей.

Источник: http://www.kommersant.ru