Братья Хайруллины, владельцы пивной компании "Красный Восток", впервые задумались о продаже части своего бизнеса. Они зовут в партнеры одну из мировых пивоваренных компаний и готовы уступить ей долю, сообщила 15 февраля газета "Ведомости". "Красный Восток" может стоить до $1 млрд, подсчитали эксперты.

Братья Айрат и Ильшат Хайруллины на равных владеют более чем 150 компаниями в сельском хозяйстве, торговле, строительстве и т. д. с оборотом $400 млн. Пивное направление включает четыре завода, на которых производится пиво под марками "Красный Восток", "Солодов" и "Чешский стандарт", общей мощностью 120 млн дал пива в год. По данным компании "Бизнес Аналитика", по итогам 2004 г. доля "Красного Востока" на пивном рынке - около 4,19%. Объединенная финансовая группа (ОФГ) оценивает продажи "Красного Востока" в 2004 г. в 57 млн дал пива, EBITDA - $56,7 млн, стоимость компании - $800 млн.

Слухи о том, что братья Хайруллины готовят "Красный Восток" к продаже, циркулируют месяцы. "По моим данным, они наняли консультанта и ищут покупателя", - рассказывал на прошлой неделе инвестбанкир. По его данным, консультанты "Красного Востока" из ОФГ готовят меморандум для возможных покупателей.

Председатель совета директоров и совладелец "Красного Востока" Ильшат Хайруллин много раз говорил, что его компания не продается. Но на этот раз он подтвердил, что продажа возможна - пока только части акций компании. "Мы не исключаем в долгосрочной перспективе создания альянса с международными пивоваренными компаниями", - уточнил он "Ведомостям". На это предпринимателей толкает ужесточение конкуренции с иностранными производителями. "Мы останемся перед выбором: либо приглашать партнеров, либо избавляться от бизнеса. А с тем, что создал своими руками, расставаться не хочется", - говорит пивовар.

Размер пакета акций "Красного Востока", планируемого к продаже, Хайруллин не называет.

Сейчас иностранцы лидируют на российском рынке: первые три места распределены между скандинавской BBH, бельгийской SUN Interbrew и голландской Heineken. Некоторые россияне избавились от пивного бизнеса - Каха Бендукидзе продал пивоварню в Чебоксарах SUN Interbrew, а акционеры "Вимм-Билль-Данна" уступили часть пивного бизнеса Heineken.

Конкретных переговоров владельцы "Красного Востока" пока не ведут. "Вначале надо выбрать инвестора", - объясняет Ильшат Хайруллин. Сейчас братья затеяли реструктуризацию холдинга: все производство выделят в отдельные бизнесы. ОФГ консультирует холдинг по реформе и подготовке отчетности по МСФО для "Красного Востока", уточняет Хайруллин и добавляет, что можно было бы разместить акции компании на бирже. "Но не в ближайшие два года", - подчеркнул он. В ОФГ подтвердили, что консультируют пивоваров.

"Шокирующая новость", - считает владелец пивоварни "Тинькофф" Олег Тиньков. Никто из международных компаний не создавал альянсы с нашими пивоварнями. Тиньков считает, что "Красный Восток" заинтересует тех, у кого еще нет бизнеса в России, например Anheuser Busch (получить у компании комментарий не удалось). "Владельцы могут выручить за "Красный Восток" до $1 млрд", - добавляет совладелец "Пивоварен Ивана Таранова" Евгений Кашпер. Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" дает более скромную оценку - $740-770 млн. Дела у компании идут не так уж хорошо, говорит она: продажи "Красного Востока" в натуральном выражении выросли на 3%, в то время как рынок - на 11,4%. "Оттого владельцы пивоварни и могут подумывать о продаже", - говорит она.

Кашпер уверен, что InBev, Heineken и SAB Miller рассмотрели бы предложение "Красного Востока", но вряд ли их устроит такая цена. Более реальными претендентами он считает американские Anheuser Busch и Coors/Molson. Никто из крупных пивоваров не признается, что уже интересовался "Красным Востоком", но не исключает, что сделает это в будущем. "Я постараюсь связаться с Хайруллиными", - пообещал исполнительный директор SUN Interbrew Джо Стрелла. Топ-менеджер российской "дочки" другой крупной компании назвал предложение о покупке "Красного Востока" интересным. Хотя вряд ли кто-то из западных игроков заинтересуется альянсом, отметил он. Представители SAB Miller и Heineken заявили, что отдают предпочтение росту объемов продаж, а не новым покупкам.