В словесной перепалке, случившейся во время одного из самых многочисленных ижевских митингов 12 февраля по поводу финансовых возможностей властей обеспечить монетизацию льгот, руководитель администрации президента Удмуртии Александр Горяинов прокричал мне в ответ, что остатки средств на бюджетных счетах 'мы уже потратили'. Лучше бы он промолчал.

В январе 2005 года на территории Удмуртии собрано 2 млрд 465,7 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 491,3 млн руб. меньше, чем в декабре, и на 360,8 млн больше, чем в январе 2004 года. Подведенные на днях официальные итоги исполнения бюджета Удмуртии в январе говорят о том, что накануне того, как Центральную площадь республиканской столицы заполнили 7-8 тысяч пришедших сюда бунтовать ижевчан, власти располагали порядка 1,446 млрд руб. свободных средств. Этих денег достаточно, чтобы в 4,9 раза увеличить заложенную в законе о бюджете Удмуртии на 2005 год сумму денежной компенсации взамен предоставления льгот ветеранам труда и труженикам тыла.
Между тем республиканским властям действительно есть смысл задуматься об экономии. Сравнение финансовых результатов в январе нынешнего года с январем прошлого показывает снижение общих доходов на 9,5 процента. При этом налоговые доходы снизились на 17,4 процента, из них налог на прибыль 'упал' на 41,5 процента, подоходный - на 9,9 процента, платежи за пользование природными ресурсами - в 2,1 раза, налоги на имущество физических лиц и организаций - в 2,5 раза. Рост поступлений от акцизов (+2,4 раза) и налогов на совокупный доход (+2,3 раза), а также появление части денег за проданные акции УННК (по статье 'безвозмездные поступления') сгладили потери казны, но только отчасти. В январе 2004 года ситуация была иная - общие доходы наоборот выросли почти на четверть, причем главным образом это произошло за счет роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет УР.
Тогда, год назад, это позволило на 15,3 процента (по сравнению с январем 2003 г.) поднять бюджетные расходы Удмуртии. В январе 2005 года расходы консолидированного бюджета сократились на 15,9 процента, таким образом, нынешнее финансирование бюджетной сферы в целом по республике соответствовало ситуации двухгодичной давности. Но бремя экономии было распределено неравномерно. Так, январские расходы республиканского бюджета по сравнению с тем, что имело место год назад, даже выросли на 19,7 процента, но зато почти на 26 процентов снизились расходы муниципальных бюджетов. Такая же картина обнаружилась и при анализе расходов на органы власти и управления - муниципалов существенно ущемили в пользу республиканских органов государственной власти. Здесь только содержание одного президента Удмуртии Александра Волкова по неизвестным причинам подорожало по сравнению с январем 2004 года в 2,2 раза.

фото Расходы на содержание основных бюджетных сфер - образование, здравоохранение и культура - по сравнению с январем 2004 года наоборот снизились в абсолютных цифрах на 43,2 млн руб. (главным образом за счет финансирования образования), а жилищно-коммунальное хозяйство недополучило 61,5 млн рублей. Почти той же осталась сумма расходов на строительство. Значительно возросли расходы на транспорт (+40 млн руб.), при этом рост расходов по статье 'социальная политика' в январе явно задержался. Несмотря на начавшуюся монетизацию льгот, власти увеличили финансирование по данной линии по сравнению с январем прошлого года всего на 3,8 млн рублей. Если разделить эту сумму на 200 руб. компенсации, получится всего лишь 19 тыс. человек, то есть приблизительно 12,5 процента от общего количества 'региональных' льготников. Вывод из этого можно сделать только один: несмотря на наличие средств, финансовым обеспечением монетизации льгот руководство Удмуртии занялось лишь между третьим и четвертым массовыми выступлениями пенсионеров республики!..
Между тем и к началу марта ситуация остается почти на прежнем уровне - в своем запоздалом телевизионном обращении (2 марта) президент Удмуртии утверждал, что республиканские власти делают все, что могут. Накануне с подачи Правительства УР депутаты Госсовета УР обратились в Москву с просьбой увеличить помощь республике из федеральной казны. В январе ситуация с централизацией бюджетных ресурсов и в самом деле была 'перекошена' в пользу столицы - с учетом полученных дотаций централизация составляла 69 процентов. Но в начале и в конце года почти всегда так бывает. Когда-то лучше, когда-то хуже. Например, небольшой рост поступлений налогов от прибыли, налогов на имущество организаций и налога на доходы физических лиц мог бы очень существенно изменить эту пропорцию в пользу республики. По какой причине все эти налоги 'упали', никто из первых лиц Удмуртии в январе-феврале комментариев не дал...

Рейтинг налогов в январе 2005 года