Вчера санкт-петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) поставило точку в громком деле о повышении тарифов на услуги автокаско для покупателей "Шевроле-Нива". После четырехмесячного разбирательства УФАС не нашел признаков сговора в действиях лидеров страхового рынка, повысивших страховые тарифы для этих автомобилей в связи с их высокой угоняемостью. Тем временем на смену этим компаниям успели прийти менее заметные игроки, которых дилеры "Шевроле-Нива" привлекли в качестве новых страховых партнеров.

       Напомним, что в конце прошлого года 5 крупных страховых компаний Петербурга -- "Прогресс-Нева", "Русский мир", петербургские филиалы РОСНО, "Ингосстраха" и "РЕСО-Гарантии" отказались страховать автомобили "Шевроле-Нива", потребовав установки на каждый автомобиль нестандартных противоугонных систем. Помимо этого, страховщики в течении года заметно повысили свои тарифы для покупателей "Шевроле-Нива" на услуги автокаско. Узнав об этом, УФАС и решил проверить, не противоречат ли действия страховых организаций существующему антимонопольному законодательству.
       Действительно, по данным петербургских дилеров, около 50-60% продаваемых сегодня автомобилей продается в кредит, для оформления которого требуется страховка. При этом 80% покупателей предпочитают застраховать авто от угона. По словам директора по продажам ЗАО "Прагматика" Евгения Шабанова, требования страховщиков повысили расходы покупателей на противоугонное оборудование в 3-4 раза -- до 20 тыс. рублей. Кроме того, по словам начальника отдела финансового страхования компании "Атлант-М Балтика" Елены Тимофеевой, установка охранных систем третьими компаниями для дилеров обернулось бы проблемой разделения обязанностей по гарантии на автомобиль. "Возник бы вопрос, кто и в каких пропорциях должен отвечать. Ведь установка сигнализации может привести к появлению в автомобиле различных неисправностей", -- сообщила Ъ госпожа Тимофеева. Новые же тарифы страховщиков оказались таковы, что страхование "Шевроле-Нива" стало обходиться в 15-20% от стоимости автомобиля при среднем тарифе по другим машинам того же класса 7-9%.
       Принимая во внимание тот факт, что все пять страховщиков являются ключевыми партнерами банков, активно работающих в сегменте автострахования, новые условия могли обернуться для автодилеров снижением спроса на "Шевроле-Нива". Поэтому у УФАС действительно были основания заподозрить страховщиков в нарушении антимонопольного законодательства. Однако, как вчера сообщила пресс-служба УФАС, эти подозрения не подтвердились. Сотрудники управления выяснили, что свои тарифы компании повышали несогласованно и адекватно ситуации на рынке. Впрочем, пока шла проверка, дилеры и сами нашли способ выйти из ситуации. Они стали устанавливать продвинутую сигнализацию самостоятельно и предлагать услуги более доступных страховщиков.
       "Около 30 процентов наших покупателей тратят на дополнительные опции при покупке 'Шевроле-Нива' порядка 100 рублей. Поэтому более дорогая сигнализация практически не влияет на конечную стоимость автомобиля", -- пояснил господин Шабаев из "Прагматики". "Рынок, к счастью, конкурентный. У нашего нового партнера тарифы заметно ниже, а никаких специальных требований нет", -- заявил Ъ гендиректор "Питер-Лады" Владислав Рыдаев. "Атлант-М Балтика", в свою очередь, сменила прежнего страхового партнера на компанию, тарифы которой не превышает 10% от стоимости машины. При этом, по словам дилеров, на своих прежних партнеров они не в обиде, поскольку процент угонов "Шевроле-Нива" и правда оказался высок. По словам начальника отдела финансового страхования "Атлант-М Балтика" Елены Тимофеевой, пик продаж "Шевроле-Нива" в Петербурге был зафиксирован весной и летом прошлого года. "В это время все компании, которые в дальнейшем резко повысили свои тарифы, активно страховали покупателей 'Шевроле-Нива', не предъявляя никаких особенных требований по защите машин от угона", -- сообщила Ъ госпожа Тимофеева. Получив объемный портфель контрактов (в прошлом году было продано около 3 тыс. "Шевроле-Нива"), страховщики вдруг обнаружили, что это самый угоняемый автомобиль -- в 2004 году при среднем проценте угонов по всему авторынку в 0,7% процент угоняемых "Шевроле-Нива" составил 7,5%. Например, по данным УФАС, в прошлом году оказалась угнана каждая 6-я "Шевроле-Нива", застрахованная компанией "Прогресс-Нева". "Проанализировав свой портфель по "Шевроле-Нивам", мы действительно были просто вынуждены поднять цены", -- говорит руководитель отдела PR и рекламы страховой компании "Прогресс-Нева" Андрей Горяинов. Комментируя же работу конкурентов, которые пришли страховать популярные среди угонщиков "Шевроле-Нива" вместо них, господин Горяинов сообщил: "У наших коллег просто еще нет опыта работы по страхованию этих автомобилей...".

       БОРИС ГОРЛИН

Источник http://www.kommersant.ru