Высокие технологии стремительно проникают в нашу повседневную жизнь. Многие россияне уже сейчас не могут обойтись без мобильной связи и интернета. Как заявил на днях Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, в настоящее время  на 100 жителей России приходится 54 сотовых телефона, а к концу года этот показатель может возрасти до 85. Растущий спрос на услуги сотовых компаний обеспечивает им неплохой бизнес. Совокупный доход операторов сотовой связи в России в прошлом году составил 8 млрд. долларов, а в текущем году ожидается его рост до 10 млрд. долларов.

Впрочем, возможности жителей столицы и регионов в приобщении к современным технологиям выглядят весьма контрастно. Ведь не секрет, что в столице мобильник не купил только 'ленивый' - они есть и бабушек, и у детей, а у тех, кто побогаче и 'покруче' - их по два и более. По данным Министерства информационных технологий и связи, уровень охвата мобильной связью москвичей к концу 2004 года достиг 103%. В то же время, порядка 50 тыс. населенных пунктов, расположенных в основном на селе и в труднодоступных регионах, пока не имеют не то, что мобильного, но и привычного проводного телефона. Хотя и в крупных городах так называемая 'фиксированная' связь несколько тормозит, отставая от сотовиков по темпам подключения новых абонентов.

К концу прошлого года в стране обслуживалось 39 млн. фиксированных телефонных линий, что соответствовало уровню телефонизации населения в 28,8%. При этом в очереди за домашним телефоном 'томится' чуть ли не полмиллиона человек. Это в  определенной мере сдерживает и возможности граждан в пользовании Интернетом. Регулярно ходит в Сеть сейчас лишь каждый двенадцатый житель России, причем в основном на работе. В отраслевом министерстве насчитали 15 млн. эксплуатируемых в стране персональных компьютеров, что соответствует 10,4-процентному охвату населения. Тем не менее, надежды на прогресс в этой сфере есть. Правительство уже предприняло ряд серьезных мер для более активного приобщения населения к технологичным услугам.

В соответствии с законом 'О связи', уже в этом году заработает механизм универсального обслуживания. На первых порах это будет минимальный набор телекоммуникационных услуг для населения - как минимум один универсальный таксофон с выходом на междугородную и международную связь в каждом населенном пункте и так называемый пункт коллективного доступа в Интернет в населенных пунктах с населением не менее 500 человек. Универсальная услуга придет, прежде всего, туда, где телефона отродясь не было. Чиновники намерены в ближайшие 3-4 года телефонизировать оставшиеся без связи населенные пункты. Все операторы связи должны будут внести свой вклад в это благое дело, направляя по 2% своей выручки от услуг связи.

В более развитых зарубежных странах универсальная услуга подразумевает более широкий охват населения технологичными услугами, например высокоскоростной Интернет в каждую квартиру или дом. Возможно, в перспективе к этому придет и Россия. Тем более, что приобщение населения к информационным технологиям и интернету предусмотрено специальной государственной программой 'Электронная Россия', реализуемой уже третий год. Из 1,7 млрд. рублей, выделенных из бюджета на эту программу в 2004 году, было направлено на подключение к Интернету школ и организацию пунктов коллективного доступа в Сеть отдаленных населенных пунктов. Другие программы: 'Народный телефон' и 'Народный компьютер' - дают возможность людям в кредит подключить домашний телефон или приобрести персональный компьютер. Это направлено на то, чтобы к 2010 году у 40% российских семей был дома компьютер, и 35% семей пользовалось домашним Интернетом.