Хотели, как лучше, получилось, как всегда. Оптимизация образования, за которую взялись менеджеры, имеет пока такие же последствия, что и пресловутый 122-й закон. 

 

Школа ?13 города Воткинска по документам является 'основной общеобразовательной'. Но на деле она - коррекционная. То есть большинство учащихся занимается в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с задержкой психического развития. Многие из учеников - из социально незащищенных и неблагополучных семей, с ослабленным здоровьем, нервно истощенные, испытавшие моральное и физическое насилие. Как правило, это дети больные, и к ним, безусловно, нужен особый, индивидуальный подход. Как и условия, в которых они должны учиться. Созданием таких условий и занимается педколлектив школы ?13.

В конце прошлого года поползли слухи о том, что якобы со следующего учебного года их школу объединят со школой ?5. А 21 января 2005-го в школу пришли чиновники управления образования и сообщили, что вопрос о слиянии 13-й и 5-й школ (на базе последней) уже решен в в Министерстве образования УР.

Педагоги поначалу не поверили - такого не может быть, нельзя 'уплотнять' школу специализированную обычными городскими школярами. Написали письмо в министерство.

Но когда пришел ответ, то стало ясно, что под 'оптимизацией образования' чиновники понимают вовсе не 'улучшение учебно-воспитательного процесса, применение новых педагогических технологий, создание комфортных условий для учащихся' (цитата из обращения учителей школы ? 13 к депутату Госсовета Удмуртии Валерию Фридриху). Дело сводится к экономии выделенных на финансирование средств:

Хотя правильные слова министр образования Андрей Кузнецов (за чьей подписью пришел ответ педагогам), конечно, тоже написал:  в Воткинске, по его сведениям, становится меньше учащихся, в связи с чем две школы, расположенные в одном микрорайоне, загружены на 37% и 73% от проектной мощности. Сложив эти цифры, как раз и получим 100%. По мысли министра, 'дозагрузка' спецшколы обычными учащимися как раз и принесет искомый эффект.

Педагоги думают иначе. Во-первых, они не согласны, что их школа недогружена: наполняемость классов с такими детьми и не должна превышать 9-12 человек, хотя фактически в данный момент в классах сидит по 15 человек. От объединения, в первую очередь, пострадают ученики. Ведь работа с ними требует особых педагогических и психологических методик, ежедневной лечебной гимнастики. В школе существуют группы продленного дня, предусмотрены занятия с логопедом и психологом. В новом статусе обычной школы наполняемость неминуемо превысит 30 человек. Здешний контингент вряд ли сможет учиться в обычной школе, пусть там даже им попытаются создать более или менее подходящие условия.

Есть у проблемы и моральный аспект. Известно, что у подобных учебных заведений есть своя специфическая 'репутация'. Переведенные из тепличных условий в обычную общеобразовательную школу, эти дети, скорее всего, просто перестанут ее посещать.

Наконец, кадровая проблема. Школа ?5 сможет принять только 10 человек. Министр образования в своем письме пообещал, что к сентябрю  все учителя тринадцатой получат работу, мол, уже сейчас найдены места для 64% педагогов. Странная цифра: В спецшколе работает всего 34 педагога, считая администрацию. Значит, господин министр считает трудоустроенными 21,76 человека.

Не надо быть пророком, чтобы спрогнозировать итог такой 'оптимизации' - озлобленные дети с и без того изувеченными судьбами, с одной стороны, и учителя, потерявшие работу, с другой. Зато в освободившихся таким негуманным образом помещениях министр-оптимист планирует разместить некий 'центр образования'. Видимо, оптимальный по загрузке и способам финансирования.