Бурное развитие мобильной связи в России заставляет и операторов обычной проводной телефонной связи активнее работать с населением. Если раньше в очереди на установку домашнего телефона надо было стоять по десять-двадцать лет, то теперь срок ожидания сократился в среднем до двух лет. Тем не менее, в Министерстве информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи) считают и этот срок слишком большим, и предпринимают необходимые меры, чтобы в ближайшие год-два сократить его максимум до полгода.

            По данным Мининформсвязи, телефонная очередь сократилась за прошлый год с 4 млн. до 3,1 млн. человек. В течение 2004 года было введено в эксплуатацию свыше 5 млн. новых телефонных линий, но лишь 2,5 млн. линий пошло на подключение новых абонентов, в том числе 700 тыс. на селе. Остальные были использованы для модернизации сети. Это необходимо, так как многие эксплуатируемые телефонные станции были установлены еще в середине прошлого века, и никак не соответствуют современным требованиям к качеству услуг. Кроме того, новое цифровое оборудование позволяет оператору предлагать много новых услуг и увеличивать, таким образом, доходность своего бизнеса. Однако и с огромной очередью надо что-то делать.

            С этим пережитком прошлого уже почти справились в Москве - в этом году обещают удовлетворить все оставшиеся старые и новые заявки. В северной столице с очередью решили бороться совместными усилиями связистов и местной администрации. Специальную программу компании «Северо-Западный Телеком», направленную на удовлетворение всех заявок на установку телефона в Санкт-Петербурге в течение ближайших двух лет, поддержал Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Реализация этой программы началась осенью прошлого года. Связисты намерены направить основные усилия расширение сети, а не ее модернизацию. К концу 2004 года очередь на установку домашнего телефона растянулась на 60 тыс. человек, и если сохранить в течение 2005-2007 года высокие темпы подключения по 20-25 тыс. абонентов в год, очередь можно будет ликвидировать.

Если примеру «Северо-Западного Телекома» последуют и другие региональные операторы связи, то нашим гражданам не придется по несколько лет дожидаться установки домашнего телефона, уверены в Мининформсвязи. В целях повышения доступности услуг связи для населения на территории всей страны министерство по поручению правительства РФ совместно с Минэкономразвития и Минфином разрабатывает федеральную целевую программу «Развитие инфраструктуры связи Российской Федерации» на период до 2010 года.