В предыдущих публикациях этого цикла (см. «День» №№10 от 10 марта и 13 от 31 марта с.г.) было показано, что существующий порядок начисления и размер трудовых пенсий по старости таковы, что ни в коей мере не обеспечивают достаточного уровня проживания человека, закончившего трудовую деятельность. Сегодня мы рассмотрим те обстоятельства, благодаря которым старики и впредь будут находиться на полуголодном пайке. Таких «порогов» на пути роста наших пенсий несколько.

фото
Идеологический «порог»

Нынче на всех уровнях власти утвердилось мнение, что пенсия действительно маловата. Ее надо повышать. Но для этого пока, мол, нет экономических возможностей. Сначала надо поднять экономику, повысить зарплату работающим, ведь это они являются «кормильцами» ветеранов и создателями страхового и накопительного фондов собственных будущих пенсий.
Кажется логичным, но мы с этой логикой поспорим.
Первое. В официальной трактовке трудовая пенсия – это «денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода…»
Но на самом деле это, в первую очередь, долевая выплата честно отработавшим гражданам их вклада в создание богатства нации. Эти богатства зримы и поныне на всем пространстве страны: грандиозные электростанции (других пока нет), гигантские разведанные месторождения полезных ископаемых, высокий технический уровень оборонки, огромный жилой фонд, школы, дворцы культуры, развитой транспорт, самые длинные в мире трубопроводы, развитое сельское хозяйство, целые поколения высокообразованных граждан, наука и культура, пользующиеся мировым признанием.
Иначе говоря, трудовая пенсия по старости – это не милостыня со стороны власти и благодеяние работающих, а рента с капитала, созданного нынешними пенсионерами и переданная для дальнейшего преумножения в сегодняшний день. Это их доля в доходах от материальных, интеллектуальных и культурных ресурсов, накопленных ими в минувшие годы. Доля, защищенная законом и извлекаемая сегодня из национального дохода в виде налогов. Это рентный доход (значит, законный, постоянный и неприкосновенный), который приносит великий капитал, который создан ими за нелегкую трудовую жизнь.
Второе. Те, кто вышел на пенсию в 90-е годы (а с ними большинство граждан наемного труда), не просили снижать их жизненный уровень. Они не могут принять на себя ответственность за переход страны на рыночные условия хозяйствования, которые в одночасье загнали ветеранов труда за беспросветную черту бедности. При этом главные рулевые экономических реформ пенсионеры Горбачев и Ельцин сейчас обеспечены не в пример миллионам своих сограждан, хотя бедствия, обрушившиеся на страну в годы их правления, требуют отдать их под суд.
Общая недоплата пенсий за период с 1990-го по 2004-й годы составляет астрономическую величину, которую можно установить следующим приближенным расчетом.

НП=(П12)х12х13хЧПх0,5 = (129,05-54,138)х12х13х30000000х0,5 = 175,307 триллиона долларов, или 5843,57 доллара на каждого пенсионера.
НП – недоплата трудовых пенсий по старости за 1990-2004 гг. по стране
П1 – средняя пенсия в 1990 г. ($)
П2 – средняя пенсия в 2004 г. ($)
12 – число месяцев в году
13 – число истекших лет
ЧП – численность пенсионеров по стране, получающих трудовые пенсии
0,5 – коэффициент, учитывающий приближенность расчета



По этим причинам здравствующие ныне пенсионеры не могут согласиться с тем, что их пенсия определяется только уровнем экономики, благими пожеланиями государства и отчислениями в бюджет работающих. Они справедливо требуют более резкого повышения пенсий как минимум до уровня 1990 г. по покупательной способности (в 3,17 раза) с последующей ежегодной индексацией.

Законодательный «порог»

Это препятствие заложено в самой пенсионной реформе и в налоговом законодательстве РФ для социальной сферы.
Кто может иметь достойную трудовую пенсию по старости при нынешней системе? Только те, чей заработок значительно выше среднего по стране (5700 руб. за 2004 г.). А таких не более одной трети всего трудоспособного населения, включая сюда 14 с лишним миллионов бизнесменов и предпринимателей.
При этом, как мы помним, закон «О трудовых пенсиях» ввел искусственные ограничения по стажевому коэффициенту (0,2) и отношению среднемесячной зарплаты к общероссийской (1,2), что в принципе не допускает появление высоких пенсий. Сама методика начисления трудовых пенсий по старости по сравнению с методикой начисления пенсий госслужащих за выслугу лет является дискриминационной.
Пример расчета при равных исходных данных – см. в таблице.

таблица


Мы видим, что пенсия по старости в 3,4 раза ниже пенсии по выслуге. Если из последней вычесть базовую и страховую части, как предписывает закон, то пенсия госслужащего все равно выше трудовой в 2,4 раза. Почему?! Ведь по сути пенсионеры 90-х годов все были наемными работниками государства, то есть выполняли госзаказ. Значит, и пенсия должна рассчитываться по аналогии госслужащих.
Есть и другие «придумки» в законодательстве. Это изменения в размере социального налога и т.н. «потребительская корзина пенсионера».
Налоговым кодексом социальный налог в последние годы снижен для большинства налогоплательщиков с 45 до 26% (для сельхозпроизводителей до 20%, для частных предпринимателей до 10%).
Сейчас принято решение о создании особых экономических зон, где социальный налог будет уменьшен до 14%. По замыслу авторов, эти меры ускорят развитие промышленности и сельского хозяйства и будут способствовать росту зарплаты работающих. Однако сам факт снижения процентной ставки социального налога снижает объем поступлений в бюджет РФ, направленных на социальные цели, в том числе на выплату пенсий.
Федеральный закон о потребительской корзине устанавливает нормы потребления различных товаров и продуктов питания и вводит понятие минимальной потребительской корзины для трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Зачем нужен такой закон? Догадаться нетрудно. Эти нормы позволяют оправдать и обосновать медленный рост зарплаты работающим и пенсий пенсионерам. Хотя содержание минимальной потребительской корзины при его анализе показывает, что оно просто унизительно для социально ориентированного государства.
А ведь старшее поколение, помимо этого, ущемлено и с других сторон. Так, до сих пор не возвращены вклады, размещенные в Сбербанке до 20 июля 1990 г. Долг признан государственным и составляет 11,2 трлн руб. Незначительная компенсация растянута во времени. Пострадали преимущественно пенсионеры.
Не в полном объеме погашены облигации внутренних послевоенных государственных займов. А держатели – тоже старики.
При этом власть демонстративно стремится расквитаться со всеми зарубежными кредиторами…
Экономический «порог»
Да, сейчас пенсии индексируют в пределах инфляции и выплачивают вовремя. Спасибо.
Но насколько реально ждать более быстрого роста размера трудовых пенсий по старости до достойного уровня в современных экономических условиях? Никакого программного документа на этот счет нет. Руководством к действию в части подъема экономики является установка Президента РФ Владимира Путина повысить за 10 лет внутренний валовой продукт (ВВП) вдвое. Значит, каждый год он должен расти в среднем на 10%.
В реальной действительности таких темпов нет. Годовой рост ВВП не превышает 6-7%. Рынку тоже требуется помощь.
Таким образом, в ближайшие пять лет на рост экономики пенсионерам рассчитывать не стоит. Пенсии так и будут расти в пределах минимальной компенсации роста цен.
Для подъема трудовых пенсий до достойного уровня, то есть не менее чем в 3 раза, при набранных темпах роста производства потребуется от 30 до 50 лет.
Ключ к подъему экономики страны в целом один – повышение производительности труда на основе научно-технического прогресса. Им пока мы не владеем.
Все нынешние пенсионеры - родом из плановой экономики. Им некогда ждать расцвета производства. Рынок загнал их в тупик беспросветной нищеты и социального унижения. Они не в состоянии проявить себя в рыночных условиях, так как все свои творческие и физические силы отдали другой стране, другой экономике, на основе материальных богатств которой зиждется современное государство – Российская Федерация. Поэтому помочь им должно именно это государство, для чего нужна лишь политическая воля. Резервы в экономике страны для этого есть.
Вот главные из них:
- сверхплановые доходы от продажи нефти;
- дифференцированный подоходный налог, как во всем мире; действенные меры против системного сокрытия заработной платы и недоплаты подоходного налога;
- сокращение льгот странам СНГ на энергоносители;
- сокращение госаппарата, особенно на региональном уровне (например, в Удмуртии);
- сокращение военных расходов на Северном Кавказе;
- направление в социальную сферу средств от приватизации госпредприятий и др.
Высшей и самой характерной чертой русского народа великий гуманист Достоевский считал чувство справедливости. Прошло каких-то сто с небольшим лет...