Такого дивного зрелища Пермь давно уже не видала. Как передали федеральные СМИ больше всего народу в первомайских шествиях в стране приняло в Перми и в Якутии. Мой московский гость, кандидат исторических наук, открыв рот и широко раскрыв глаза взирал, как колонна за колонной прокатывались ряды трудящихся по Комсомольскому проспекту. По главной улице шли с оркестрами. Распаленные солнечным деньком и значительным количеством веселящих напитков, люди не то чтобы демонстрировали свою солидарность с трудящимися всего мира, но действительно праздновали день весны и отдыха. Перемена по сравнению даже с прошлым годом была разительной. Если в 2004 году пермскому обкому ФНПР пришлось собирать свои профсоюзные колонны самостоятельно, то в этом, вновь переизбранный, председатель Пожарский, обратился за помощью и к главе города Каменеву и к и.о. губернатору Чиркунову.  Те в свою очередь, видимо ностальгируя по дням минувшим, откликнулись и обратились за помощью ко всем руководителям Прикамья.

 Готовились к празднику активно и старательно, кое где выдали премии, кое где пообещали за участие отдать отгулами. Накануне все пермские телеканалы крутили интервью с Пожарским, как с самой популярной телезвездой. И председатель Облсовпрофа популярно разъяснял населению, что придти на демонстрацию это их долг и естественный рефлекс, впитанный с молоком матери. А чтобы это был осознанный праздник, Пожарский даже пояснил, что несмотря ни на что у демонстрантов в руках будут актуальные лозунги.

Это был славный ответ натужным усилиям оппозиции, не профсоюзы, не  оппозиционеры, а именно власть вывела народ на демонстрации протеста против кое-где еще не совсем удачно  идущих реформ. Теперь они купались в лучах славы и солнца! Ибо солнечным первомайским утром по городу текла демонстрация лучших брежневских времен. Длинные заводские колонны, колонны университетов, и конечно всевозможных партий и самой Единой России двигались через Октябрьскую площадь. Увешанные эмблемами корпораций, цветными шарами, музыкальным сопровождением и легким праздничным перегарчиком.

 С трибуны колонны приветствовал городской бомонд под руководством и.о. губернатора  Чиркунова. А зычный женский голос возвещал <Сейчас на площадь вступают трижды заслуженные передовики производства и почетные граждане города!> В ответ неслось дружное «<Урааааа!».. 

Но, как всегда бывает в таких случаях были и чужие на этом празднике жизни. Небольшая колонна Координационного Совета и Революционной Рабочей партии, шумно двигалась вслед  за праздничными рядами Свердловского района. Выкрики их были какими-то странными: <Власть рабочим!>, <Буржуев на нары – рабочих на Канары!>, <Мэр вор - мэру позор!>, «Долой закон 122!>, <Всю администрацию на утилизацию!> и так далее и тому подобнее. В общем, эти провокаторы явно хотели испортить людям праздник. Милиция, и это понятно приняла адекватные меры, сперва небольшую колонну начали сдерживать, а потом и вовсе остановили метрах в 100 от того места, где колонны Дзержинского района и Мотовилихи вступали на Комсомольский проспект. Маленькая колонна продолжала громко скандировать и так продолжалось минут 20, пока руководство этой колонны пыталось миром уговорить милицию, чтобы им позволили пройти. Миром не получилось и колонна двинулась вперед без разрешения. На этом коротком отрезке между милицией и участниками колонны неоднократно вспыхивали стычки, иногда грозившие перерасти в серьезный конфликт. И все же колонне удалось прорваться на перекресток, где ее надежно заблокировала милиция, сама же колонна заблокировала движение демонстрантов районных колонн, и начала скандировать с еще большим рвением. Это продолжалось недолго - минут 5. Потом прибежало милицейское начальство и сообщило, что вопрос решен и колонну оппозиции пропустят.

И она таки прошла. Перед самой трибуной, в ответ на приветствие профсоюзу <Солидарность> (это те самые водители и кондуктора Автопарков, которые никак не могут смириться, что их парки украла гор. администрация), грянуло дружное <Мэр вор - мэру позор>, оно повторялось снова и снова, крик перекрывал звуки динамиков. Это было странно, но загадка разрешилась просто. Лозунг был подхвачен подходящей колонной Мотовилихи. Надо было видеть лица Аркадия Каменева, Юрия Горлова и Бориса Пожарского в этот момент. Несмотря на то, что на крики позор мэр  отвечал стоической улыбкой, эта улыбка напоминала предсмертную маску. Наверное он в душе проклинал тот день когда решил устроить этот <праздник>. Лица других тоже отнюдь не светились счастьем. Генерал Горлов, в чьи обязанности, как главы обл. УВД, входит и борьба с коррупцией во власти, сделал вид, что это не он и мэра он в лицо не знает и решительно повернулся спинной к Каменеву. А колонна пройдя мимо трибуны и увлекая за собой новых людей уже двигалась на митинг.

Мероприятие впрочем продолжалось и после прохождения всех колонн переросло в традиционную <пьянку протеста>. Народу пилось хорошо, а вот как пилось в этот день Аркадию Леонидовичу и другим представителям <властной вертикали> мы вам не скажем, ибо не знаем. Впрочем, для Аркадия Леонидовича есть одно утешение, это последний такой Первомай для него. В следующем году на трибуне будут уже отдуваться другие.

 

Веда Конг,  г. Пермь