Выксунский металлургический завод, ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», ОАО «НПК «ЭЛАРА» (Чебоксары), ОАО «Казанькомпрессормаш» и АО «Ижевский радиозавод», активно сотрудничающие с Горьковской железной дорогой, вошли список предприятий, рекомендованных ОАО «РЖД» компании «Сименс» для участия в российско-германском проекте по созданию высокоскоростного пасажирского поезда.

Данные предприятия - в списке 69 российских предприятий, рекомендуемых для включения в кооперационную цепочку по производству высокоскоростного поезда, которое будет осуществлено германской компанией «Сименс». После заключения в апреле между ОАО «РЖД» и компанией «Сименс» соглашения о разработке и производстве высокоскоростного поезда, который будет курсировать со скоростью не ниже 250 км в час, компания «Сименс» обратилась к ОАО «РЖД» с просьбой оказать содействие в выборе потенциальных  поставщиков систем, узлов и деталей для российской модификации скоростного поезда  ICE 3.

ОАО «РЖД», заинтересованное в максимальной локализации производства в России, провело маркетинговое исследование рынка по 21 блоку комплектации и поставок узлов и систем будущего высокоскоростного поезда. Размещение производства частей комплектующих для нового поезда в России специально оговорено в соглашении с «Сименс». В список рекомендуемых РЖД фирм вошли далеко не все предприятия, действующие на российском рынке транспортного машиностроения. Один из основных критериев отбора в рекомендуемый список состоял  в том, что предприятие должно не только иметь многолетний опыт производства продукции для нужд железнодорожного транспорта, но и обладать международными сертификатами системы качества ISO 9001.

«Никакого компромисса не может быть там, где речь идет о безопасности пассажиров. Одновременно важным фактором принятия решения о привлечении того или иного российского производителя является стоимость предлагаемой им продукции. Причем

учитываются не только начальные затраты на комплектующие и услуги по их монтажу, но и совокупные эксплуатационные затраты в  течение всего жизненного цикла поезда (гарантийный срок службы, стоимость ремонта и технического обслуживания, запчастей и расходных материалов)», - отметил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.

 Работа по уточнению всех параметров комплектующих (эксплуатационных, стоимостных, логистических, качественных) будет производиться специалистами компании «Сименс» и ОАО «РЖД»  в течение 2005 года.  Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев отметил, что проект развития высокоскоростного движения в России уникален по намеченным срокам и сложности технических решений. Результатом его реализации должен стать выпуск уже к концу 2007-го года опытного образца поезда, способного развивать скорость до 300 км в час, разработанного немецкими и российскими специалистами специально по заказу и техническому заданию ОАО «РЖД». Всего в рамках проекта будет выпущено 60 поездов, которые свяжут между собой крупнейшие экономические центры страны. Для решения этой задачи фирма «Сименс» создает в России дочернее предприятие, которое организует высокотехнологичное производство совместно с российскими партнерами и обеспечит в течение 5-6 лет максимальную локализацию производства и последовательное доведение доли российских комплектующих в цене поезда до 70 и более процентов. Для этого в ближайшие два года «Сименс» с участием российского капитала построит современный завод по производству поездов и поможет российским предприятиям наладить выпуск узлов для поездов по европейским стандартам.

По мнению президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева, российско-германский проект по созданию скоростного поезда  «даст не только приток инвестиций и современных  технологий, позволит создать тысячи новых рабочих мест и комфортный, соответствующий мировому уровню сервис для российских пассажиров, но, главное, станет существенным вкладом в инновационный вектор экономического развития России. В результате реализации данного проекта Россия уже в 2008 году вступит в элитный клуб стран, развивающих на своей территории высокоскоростные железнодорожные перевозки, а российские инженеры и учёные, опираясь на мировые достижения, смогут сосредоточиться уже над проектами подвижного состава следующих поколений».

Первым направлением, по которому будет курсировать скоростной поезд, станет линия Москва-Санкт-Петербург. Однако уже в период до 2015 года скоростные электропоезда придут на службу российским пассажирам также на направлениях Москва – Нижний Новгород,  Москва – Ростов, Москва – Киев, Москва – Минск, Новосибирск – Омск и других. Пресс-релиз составлен на основе информации Департамента по связям с бщественностью ОАО «РЖД» (начальник департамента - Константин Пашков).