Никогда, наверное, в окружении президента Удмуртии не ожидали с таким нетерпением конца апреля-начала мая. Дождались. Однако вместо расслабления получили шок.

Рейтинг «10 ведущих политиков Удмуртии в мае» будет опубликован в первом номере «Д» в июне. Политические итоги прошедшего месяца для республиканского истеблишмента превратились в сплошной форс-мажор. Логическая стройность и взаимосвязь трех очень разных событий последней недели апреля нанесли мощнейший удар по той «стабильности», которую раскритиковал в своем послании президент Путин.
Началось все 24 апреля, когда по центральной улице Пушкинской от здания правительства к частным домам республиканской элиты («Волкограду») прошла демонстрация протеста с лозунгом «Хватит врать и воровать!». Потом на другой день, 25 апреля, Путин выступил со своим антикоррупционным и антибюрократическим посланием, а спустя еще два дня – 28 апреля - сотрудники РУБОП впервые задержали и получили санкцию на арест (30 апреля) одного из «неприкасаемых» местных чиновников – руководителя городской администрации Ижевска Анатолия Бельцева. Сегодня во властных кругах напряженно ждут: кто будет следующим? Так всего за одну неделю от старой удмуртской политики остались только действующие лица, большинство из которых смутно представляют себе новый сценарий, свои перспективы на роли в нем и вынуждены просто наблюдать за тем, как под воздействием непреодолимой силы стремительно меняются обстоятельства и прежние правила.
Что помешало политическому руководству Удмуртии заметить приближение качественных перемен? Скорее всего, рецидив прошлого – весь апрель окружение Александра Волкова было занято подавлением гражданского движения, сформировавшегося на волне первых стихийных митингов против монетизации льгот. На апрель пришелся пик политизации протестных акций – 3 апреля на многотысячном митинге на Центральной площади Ижевска начался сбор подписей за выражение недоверия президенту Волкову, а 7 апреля ЦИК УР передал на рассмотрение депутатов Госсовета Удмуртии ходатайство инициативной группы граждан о проведении референдума по вопросу упразднения поста президента Удмуртии. Окружение Волкова ответило гражданскому движению реанимацией «черных технологий» и активизацией административных ресурсов. Но все, чего удалось добиться, – это принять постановление Госсовета УР об отказе проводить референдум, поскольку вопрос: «Согласны ли вы с упразднением должности Президент Удмуртской Республики и внесением соответствующих изменений в Конституцию Удмуртской Республики?» якобы может быть не понят избирателями (!?). Однако принято это решение было ни раньше, ни позже, а 26 апреля, когда события уже начали формировать совсем иную повестку дня российской и удмуртской политики.
В тот же день, то есть спустя сутки после оглашения послания Путина, президент Удмуртии зачитал присутствовавшим в зале заседаний Госсовета УР свой ежегодный доклад о положении в Удмуртии. Получилось как всегда – без проблем, и даже без коррекции на новый курс президента России. Населению республики в апреле Александр Волков запомнился транслировавшейся местными телекомпаниями критикой положения в сельском хозяйстве и намеками на то, что Москва обязана нам помочь с посевной. Те же сдержанные упреки в адрес «несогласованной экономической политики на федеральном уровне» прозвучали из уст президента Волкова при обсуждении ситуации в промышленности. По сообщению пресс-службы президента Удмуртии, Александр Волков «дал поручения руководителям соответствующих министерств и ведомств разработать проект письма на имя председателя правительства России, где будут сформулированы основные проблемы, сдерживающие развитие производства на ряде промышленных предприятий республики». Остались непроясненными последствия обнародованной пресс-службой Президента УР встречи Александра Волкова с министром экономики Германом Грефом (20 апреля), а интервью президента Удмуртии, опубликованное в «Российской газете» 6 апреля под названием «Ижевский парадокс», содержащее обвинения в адрес организаторов митингов, почему-то так и не решились, как раньше бывало в подобных случаях, разместить и в республиканских официальных изданиях. Возможно, побоялись повтора негативной общественной реакции на доставку 1 апреля в каждый почтовый ящик в Ижевске конвертов с буклетом «Александр Волков. Задачи выполнены».
Оптимизм республиканских властей не вписывается в данные статистики. Госкомстат УР, обнародовавший в апреле итоги социально-экономического развития Удмуртии в первом квартале, констатирует снижение сальдированного финансового результата экономики республики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14 процентов, денежные доходы на душу населения в Удмуртии почти в 2 раза ниже общероссийских. Очевидно, что дефицит бюджета Удмуртии в текущем году будет закрываться по большей части за счет продажи остатков государственной и муниципальной собственности. Но предпоследний «лакомый кусок» республиканской промышленности в виде 25-процентного пакета акций ОАО «Ижсталь» был продан 15 апреля Стальной группе «Мечел» за 436 млн рублей, за счет этих средств Удмуртия сможет прожить около двух недель. Теперь из крупной собственности за республикой остаются только пакеты акций предприятий, находящихся под управлением ООО «УТЭК». На уровне Ижевска также идет тотальная распродажа объектов недвижимости и акций бывших муниципальных предприятий, причем с марта-апреля начальная цена продажи этих активов впервые начала устанавливаться на рыночном уровне. Так, например, 20 апреля мэрия Ижевска приняла решение о продаже 100 процентов акций ОАО «Кинотеатр «Россия» за 80,1 млн рублей. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с 4,3 млн рублей, вырученными в прошлом году бюджетом Ижевска от продажи здания кинотеатра «Дружба».
Главная перемена в апрельском рейтинге «ДЭ» - стремительное падение степени влияния мэра Ижевска Виктора Балакина - с третьей до седьмой позиции. Когда в следственном изоляторе по обвинению в получении взяток и злоупотреблении должностным положением оказываются сразу три высокопоставленных чиновника мэрии, это, безусловно, очень серьезно. За полгода до выборов мэра Ижевска это серьезно вдвойне. Таким образом, в одночасье участие Виктора Балакина в выборах, еще недавно казавшегося безальтернативным кандидатом, поставлено под большое сомнение. Выходов из такого положения может быть, по крайней мере, три. Во-первых, мэр Ижевска может резко поменять имидж, воспользовавшись преобладанием антиволковских настроений среди жителей столицы Удмуртии. Во-вторых, мэр Ижевска может полностью «лечь» под Волкова, попытавшись вместе с президентом Удмуртии переписать проект Устава Ижевска (опубликован 13 апреля) в сторону отказа от всенародных выборов мэра. Наконец, в-третьих, президент Волков может заменить Балакина другим кандидатом, например, вице-мэром Михаилом Ушнурцевым, считающимся креатурой Балакина, но давно ориентирующимся на дворец президента. Возможны, конечно, и другие варианты, особенно если к началу выборов мэра Ижевска Александр Волков уже не будет президентом Удмуртии.
Случившийся в конце апреля провал на муниципальном уровне существенно подорвал политические позиции и республиканской власти. Для президента Волкова и премьера Питкевича арест «второго человека» в мэрии Ижевска оказался таким же сюрпризом, как и для остальных граждан. Похоже, что об операции РУБОПа не знал даже всегда чуткий к нуждам руководства республики министр внутренних дел Николай Арзамасцев. Так что «политического заказа» в аресте Анатолия Бельцева, скорее всего, нет. И не может быть, поскольку любой коррупционный скандал в Удмуртии бьет по президенту Волкову. Координационный совет гражданских действий, организовавший после двух стихийных митингов пенсионеров еще шесть акций протеста, уже поставил этот вопрос «ребром», а председатель совета Владимир Фефилов по итогам месяца поднялся в рейтинге «ДЭ» еще на одну позицию вверх. Президент Волков в свою очередь разделил с премьером Юрием Питкевичем первое и второе места апрельской «десятки ведущих». Хотя на самом деле делить им нечего - вместе пришли, вместе и уйдут.
Кстати, в апреле в политических кругах Удмуртии заговорили о том, что президент Волков больше не настаивает на том, что не обязан как выборное лицо просить доверия у президента России, и начал активный поиск гарантий своего сохранения в должности при переходе на новую схему назначения. Со ссылкой на главу администрации Президента УР Александра Горяинова даже прошел слух, что для «обеспечения проекта» согласования кандидатуры Александра Волкова якобы требуется $ 10 млн. Вряд ли этот слух соответствует действительности. Сумма слишком велика для «проекта». Тем более что любой глава крупной промышленно-финансовой группы в республике, к кому президент Волков может обратиться за помощью, даже за часть этой суммы способен сделать собственную выборную кампанию. Но сам факт появления таких слухов говорит о многом.
Понижение рейтинговых позиций мэра Ижевска автоматически подняло на одну позицию в рейтинге «ДЭ» три тяжелые фигуры удмуртской политики: сенатора и лидера республиканской организации «Единой России» Виктора Хорошавцева, руководителя УТЭК и главу депутатской фракции в Госсовете УР Андрея Осколкова и руководителя группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимира Гродецкого. Рост их влияния на удмуртскую политику закономерен – ситуация резко усложнилась, и на одном административном ресурсе президента Волкова из нее уже не выйти.


Рейтинг «Дня» - «Ижевского ЭПИцентра» («ДЭ») составляется на основе анализа событий прошедшего месяца, способных оказать существенное влияние на экономическую и политическую ситуацию в республике. Нахождение (отсутствие), а также происходящие изменения в положении тех или иных фигур в рейтинге «ДЭ» не связаны с политической позицией редакции газеты и не основываются на социологической оценке включенных в рейтинг «ДЭ» политиков, предпринимателей, общественных и государственных деятелей. Главный критерий оценки – роль каждого из фигурантов рейтинга «ДЭ» в проявившихся тенденциях и их причастность к «рейтинговым» событиям.