Как стало известно “Ведомостям”, вслед за КамАЗом свой завод малолитражных автомобилей готовится продать и “АвтоВАЗ”. Эксперты одобряют это решение автогиганта. Они считают, что “АвтоВАЗу” стоит сконцентрировать усилия на производстве более доходных автомобилей.

О готовящейся продаже Завода малолитражных автомобилей (ЗМА, г. Набережные Челны) КамАЗом стало известно еще два месяца назад. Тогда предприятие отчиталось о переводе доли в ЗМА на одну из структур группы. А источники, знакомые с деталями переговоров, рассказали “Ведомостям”, что ЗМА заинтересовалась “Северсталь-Авто”. По их словам, площади ЗМА “Северсталь-Авто” будет использовать для сборки внедорожников Rexton и других автомобилей корейской корпорации Ssang Young. А в среду это практически подтвердил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Министр сказал журналистам, что КамАЗ и “Северсталь-Авто”, возможно, займутся совместным проектом по сборке корейских автомобилей.

А вчера стало известно, что от производства “Оки” намерен отказаться и “АвтоВАЗ”. Об этом рассказали “Ведомостям” два близких к автогиганту источника. По их словам, сделка пока не закрыта. Но решение о продаже СеАЗа уже получило одобрение совета директоров “АвтоВАЗа”, добавляет один из собеседников “Ведомостей”. Покупателя и условия сделки никто из собеседников не называет. Представители “АвтоВАЗа” и гендиректор СеАЗа Игорь Кропачев от комментариев отказались. Представитель “Северсталь-Авто” сказал, что компания СеАЗом не интересуется.

Денис Нуштаев из “Метрополя” полагает, что серпуховским предприятием может заинтересоваться “Руспромавто”. Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что наиболее вероятный покупатель — группа “СОК”, которая скорее всего организует на СеАЗе сборку иномарок. А производство “Оки” будет постепенно свернуто, замечает она. “Ока” не соответствует “Евро-2”, и ее выпуск все равно должен прекратиться с введением нового стандарта“, — поясняет Сахнова. Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, отмечает, что предприятие разработало новую версию “Оки”. Но постановка ее на конвейер будет стоит $50-70 млн.

Оценить СеАЗ эксперты затрудняются. Но он определенно дешевле, чем ЗМА, замечает Сахнова. В прошлом году ЗМА выпустил более 40 000 автомобилей, при минимальных инвестициях его мощности можно довести до 100 000 машин. “Один только покрасочный цех ЗМА — подходящий для покраски не только "Оки", но и любых других автомобилей, в том числе грузовиков, — стоит $30 млн, остальные активы — еще около $20 млн”, — объясняет она.

“АвтоВАЗ” определенно выиграет на сделке — он сможет сконцентрироваться на производстве более доходного модельного ряда, считает президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев. “Но делает он это не от хорошей жизни — металл и нефтехимия дорожают, а конкуренция со стороны иностранных производителей ужесточается”, — замечает Левичев. “АвтоВАЗ” и так достаточно долго продержал на рынке социально ориентированную модель — 17 лет. “Проблему “Евро-2” “АвтоВАЗ” мог решить — у него есть опытные образцы соответствующих двигателей, говорит Левичев. Но тогда “Ока” бы подорожала, что, естественно, не в интересах компании, рассуждает он. “Теперь мы рискуем остаться совсем без "Оки", которая имела своего потребителя, и не только в России”, — резюмирует эксперт.

Основа модельного ряда СеАЗа – “Ока” (ВАЗ-11113). Мощность предприятия – 22 000 автомобилей в год, из них половина – модификация для инвалидов. 100% акций предприятия принадлежат “АвтоВАЗу”. “АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 981 автомобиль. Выручка по РСБУ составила до 125,9 млрд руб., чистая прибыль – 5,6 млрд руб. По данным ИК “Атон”, около 53% акций “АвтоВАЗа” контролирует его менеджмент, 8% принадлежит Внешторгбанку, еще около 18% – работникам предприятия. Около 13% акций “АвтоВАЗа” обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR.

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости: http://www.vedomosti.ru/newspaper