Одновременно с монетизацией на Удмуртию свалилась другая напасть – на заводах снова начались массовые сокращения. Но и это еще не все: нет никакой гарантии, что уволенные сегодня люди не обнаружат завтра на месте родного завода торгово-офисный центр. Судьба свежей жертвы деиндустриализации Удмуртии – Ижевского подшипникового завода, а также уверенные заявления городских чиновников о скорой кончине завода “Редуктор” говорят о том, что развитие событий по такому сценарию более чем вероятно. При этом власти республики столкнутся с проблемой, куда приткнуть огромную массу людей, которые хорошо умеют делать станки и оружие и совершенно не мыслят себя вне заводских стен.      

 

Сокращение темпов промышленного роста в республике сигнализирует: это предел – сказочные объемы производства советского времени уже не вернуть. В Удмуртии слишком много предприятий оборонной, тяжелой промышленности и машиностроения, чтобы мечтать о сбалансированной экономике да еще в эпоху глобализации. Проблема усугубляется тем, что в республике строились заводы-гиганты, чей мощный производственный потенциал спустя 15 лет после развала Союза оказался невостребованным.

Соответственно, все чаще без работы остаются руки людей, проработавших на заводах многие годы. Поскольку в обрабатывающих отраслях республики, а именно они сегодня стремительно теряют конкурентоспособность, занято 157,5 тысячи человек, речь идет о не таком уж и далеком глобальном кризисе на рынке труда Удмуртии. К слову, только за прошедший год количество работающих на предприятиях переработки в Удмуртии сократилось на 7,5%, или 12,8 тысячи человек.

Конечно, не все останутся без работы, но даже десятка тысяч выброшенных на улицу рабочих вполне хватит для того, чтобы довести социальную напряженность в Ижевске до точки кипения. Подобные предпосылки уже созданы, но сначала рассмотрим историю заката промышленной славы региона на наиболее показательных примерах.

 Тяжелая ситуация складывается не только в столице Удмуртии: в Камбарке не прекращается эпопея с местным машиностроительным заводом. В лучшие годы на КМЗ работало 2,5 тысячи человек: для 13-тысячной Камбарки это было в буквальном смысле градообразующее предприятие. Потом, как заявляли республиканские чиновники, из-за раздоров среди главных акционеров работа завода была парализована. В сообщениях СМИ полуторагодичной давности приводились факты, что оставшиеся без источников существования камбаряки отлавливают городских кошек.

К моменту, когда в 2004 году контрольный пакет КМЗ консолидировал московский банк “Центрокредит”, на заводе осталось не более 700 человек. К этому времени предприятие уже находилось в стадии внешнего управления. Полученные контракты на производство железнодорожной техники для республики Гвинея активно афишировались весной прошлого года в республиканских СМИ. На КМЗ вновь стали набирать рабочих, в два раза подняли зарплату.

Представители банка не скрывали, что после наведения порядка в финансах предприятие будет продано неназванному машиностроительному холдингу. Но, похоже, что КМЗ в очередной раз не повезло. Наемные менеджеры из Нефтекамска не стали ждать окончания годового контракта, уволившись еще в декабре. Несмотря на это, владелец завода обещает в 2005 году заказов на сумму не менее 250 млн рублей, однако все не так просто. На качество камбарской продукции пенял еще глава МПС России Геннадий Фадеев, когда ему в его приезд в Удмуртию пытались сосватать местные тепловозы. Тем не менее заказ от МПС у завода в прошлом году имелся, но был чисто символическим. Теперь администрация района опасается, что, если ситуация не выправится, работу потеряют все рабочие КМЗ.

Казавшийся когда-то перспективным глазовский завод “Химмаш” в данный момент находится в стадии конкурсного производства, то есть продает имущество. Трактор “Глазов”, производство которого 3 года назад помпезно запускалось на “Химмаше”, так и остался неожившей легендой удмуртского машиностроения.

Виновным в разорении и КМЗ, и “Химмаша” был признан бывший министр промышленности Удмуртии Андрей Армянинов, которого президент Волков исключил из состава сформированного в прошлом году нового правительства Удмуртии за провалы в промышленной политике. 

Разъясняя весной 2004 года на пресс-конференции, посвященной своему переизбранию,  причины увольнения Армянинова, Александр Волков упомянул еще одно предприятие, так и не вставшее на ноги за 4 года действия программы “Развитие Удмуртии”, – это литейно-механический завод в поселке Пудем на севере республики. Ныне покойный Николай Хохлов в бытность свою зампредом правительства по промышленности как-то поделился с прессой впечатлениями от поездки на Пудемский завод: оборудование под открытым небом, на нем – толстый слой голубиного помета…

В таком состоянии сегодня находится промышленность в удаленных уголках Удмуртии, так что еще неизвестно, кому сегодня приходится тяжелее: аграрным или рабочим поселкам. Тем более что строить торгово-офисные центры в качестве полезного применения простаивающих без дела заводских корпусов в селе никто не станет.      

В Ижевске наоборот в последнее время наблюдается всплеск интереса к подобным центрам со стороны коммерсантов – арендаторов офисных помещений, ну и, конечно, строителей: на сегодняшний день в городе возводится по меньшей мере 4 крупных бизнес-центра: на пересечении улиц Удмуртской и К. Либкнехта, на Орджоникидзе (на стадии отделочных работ) и два только начинают строиться в районе Дома моделей на Автозаводе.

Пока заново построенных современных центров в Ижевске нет, предприниматели и покупатели осваивают то, что есть. Например, многим нравится ТЦ “Эльгрин”, расположенный на площадях бывшего магнитофонного производства завода, который сегодня называется “Аксион-холдинг”. Кстати, на площадях самого “Аксиона” уже давно функционирует одноименный торговый центр, который к настоящему моменту расширился до максимума и, не исключено, в будущем откроет свой “филиал” в башне напротив Летнего сада.

Другой пример - бизнес-центр “Байкал”. Он несколько удален от делового центра города, но его роднит с “Эльгрином” одна общая черта: это бывшее так называемое “трехсотое производство” Ижевского механического завода. Активно идет освоение сразу двух бизнес-центров – «Галеон» и «Аврора» - получившихся из заводоуправления и производственного здания почившего в бозе ижевского «шарикоподшипника». Не исключено, что и угловой корпус ИПЗ, сейчас абсолютно пустой внутри, тоже засияет огнями неоновых реклам.  

Так или иначе, все крупные предприятия города сегодня вынуждены сдавать часть площадей под склады и офисы. Различие лишь в объемах, но, похоже, что в конце концов победят офисы, а не наоборот. И может быть, строители офисных новоделов поторопились, потому что в Ижевске есть еще как минимум два крупных потенциальных бизнес- или на худой конец культурно-развлекательных центра.

Последний наиболее вероятен в отношении ИЭМЗ “Купол”, чему благоприятствует расположение в рекреационной зоне – тут и лес, и вода, и набережная. По итогам 1-го квартала 2005 года на заводе зарегистрирован спад производства более чем на 70% (!) к аналогичному периоду прошлого года. Фактически к остановке производства на “Куполе” оказалось приурочено открытие памятника “Осе” – знаменитому зенитно-ракетному комплексу, который наряду с “ТОРом” еще не так давно был визитной карточкой и основной статьей доходов предприятия. Таким образом, памятник получился “со смыслом”.

История “Купола” всем известна: в 1998-2000 годах предприятие процветало на греческих контрактах, затем контрактов не стало. На заводе простаивает целый дивизион “ТОРов”, которые уже 5-й год никто не покупает.

После нескольких лет неудачных попыток президента Удмуртии пролоббировать заказ для завода на федеральном уровне у “Купола” появились совсем другие перспективы: прямо около пляжа стоит высокое заводское белое здание с обширной автостоянкой, которое, несомненно, вызывает интерес с точки зрения создания в нем торгово-офисного центра.                

Другой явный претендент на торгово-офисное перепрофилирование – “Ижавто”. При проектной мощности в 220 тысяч автомобилей в год завод давно страдает от избытка площадей, которые надо содержать. А в текущем году, когда с производства снята “Ода” и выпуск машин на “Ижавто” снижается, продолжать быть заводом-гигантом становится непозволительной роскошью. Тем более что в итоге, похоже, все закончится выпуском Kia Spectra тиражом в 40 тысяч штук в год. В этой ситуации часть завода, скорее всего, разделит участь “Эльгрина” и “Байкала”. Конечно же, на ум сразу приходит многоэтажный инженерный корпус автозавода, который после реставрации великолепно справится с ролью торгового или бизнес-центра. Тем более что в цоколе Инженерного корпуса очень удачно расположен развлекательный комплекс “Мир”, в прежние времена исполнявший обязанности клуба автозавода…       

Все бы это было здорово, если бы не было так грустно, ведь выпуск небольшого количества корейских автомобилей не потребует тех тысяч людей, которые пока еще остаются работниками “Ижавто”. Та же ситуация с “Куполом”. Мало того что удмуртский пролетариат настолько привязан к своему заводу, что готов сидеть по полгода без зарплаты и жить надеждой – для тех, кто все-таки найдет смелость попробовать себя в предпринимательстве, проблем будет не меньше.

В общем, Удмуртия уже не может быть промышленным центром в советском формате, и крах нынешней структуры промышленности это доказывает. С другой стороны, в республике не созданы условия для адаптации населения к новым стандартам жизни, когда рассчитывать на госзаказ больше нельзя. Малый бизнес в Удмуртии не развивается, производство – тоже. Правительство республики не знает, что делать даже с тем относительно небольшим количеством людей, которые были уволены с подшипникового завода. А когда произойдет массовое высвобождение? Ведь работа в торговых центрах достанется не всем…