Во вторник вечером пресс-служба АвтоВАЗа объявила о том, что Внешэкономбанк приобрел у НИФК весь пакет принадлежащих инвестиционной компании акций волжского автозавода объемом в 8,3% голосующих акций. Таким образом, ВЭБ стал акционером ОАО «АвтоВАЗ» с 7,058% уставного капитала автопроизводителя. По мнению аналитиков, НИФК выступала в роли формального владельца акций, а реальным собственником пакета являлся Внешторгбанк (ВТБ), который был вынужден уступить ВЭБу акции автозавода, являвшиеся дополнительным залоговым обеспечением облигационного займа, организованного ВТБ.

Ъ    Сейчас 24% акций АвтоВАЗа принадлежит ЗАО «Автомобильная финансовая корпорация», которая на 50 процентов принадлежит самому АвтоВАЗу. Еще 38% АвтоВАЗа принадлежит ОАО «АВВА», 14% - трудовому коллективу, около одного процента - Российскому фонду федерального имущества. Около 13% акций АвтоВАЗа обращается на биржах, и менее 1,0 процента конвертировано в GDR.

По информации „Ъ“, ранее проданный пакет акций АвтоВАЗа принадлежал другому крупному государственному банку – Внешторгбанку (ВТБ). Национальная инвестиционная финансовая компания считается структурой, близкой к ВТБ и АвтоВАЗу одновременно: в 2003 году НИФК выступала финансовым консультантом волжского автозавода при размещении облигационного займа АвтоВАЗа на сумму 1,0 млрд рублей. Примечательно, что организацию займа взял на себя Внешторгбанк.
По мнению аналитика столичной инвестиционной компании «Атон» Алексея Языкова, сделка между Внешэкономбанком и Внешторгбанком при участии НИФК как третьей стороны стала возможной благодаря кредитам, ранее предоставляемым ВЭБом для НИФК. «Вероятнее всего, данный пакет акций представлял собой дополнительное залоговое обеспечение кредита, и теперь дополнительное обеспечение перешло под контроль кредитора», — считает господин Языков. При текущих биржевых котировках стоимость упомянутого пакета акций может составлять около $55 млн, но представители ВЭБа и НИФК сумму сделки не называют.
Комментируя сделку, руководитель пресс-службы Внешэкономбанка Светлана Никитина объяснила интерес банка к заводу «долговременным, еще с советских времен, взаимным сотрудничеством», а также напомнила, что ВЭБ является государственным банком, и сделка «свидетельствует об усилении роли государства в управлении АвтоВАЗом». Госпожа Никитина считает, что котировки акций АвтоВАЗа должны повыситься с появлением у предприятия иностранного стратегического партнера (поиск зарубежных партнеров входит в приоритеты концепции развития российского автопрома, разработанной правительством РФ — „Ъ“). Замдиректора АвтоВАЗа по связям с общественностью Александр Громков отказался комментировать заявление госпожи Никитиной. «Стратегический партнер у завода уже есть, это концерн General Motors», — сказал „Ъ“ господин Громков, не опровергнув, впрочем, информацию о возможном появлении еще одного иностранного инвестора.
Аналитики ИК «Атон» считают сделку между ВЭБом и НИФК «очередным подтверждением государственной поддержки АвтоВАЗа».
По мнению аналитика инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Олега Пунтусова, вхождение ВЭБа в капитал АвтоВАЗа является продолжением давнего партнерства банка и автопроизводителя. «ВЭБ активно участвует в вексельной програме АвтоВАЗа, предсмтавители ВЭБа и топ-менеджмента АвтоВАЗа заседают в совете директоров Национального Торгового Банка», - сказал „Ъ“ господин Пунтусов, пояснив, что для осуществления своих финансовых программ АвтоВАЗу «нужен партнер в лице крупного государственного финансового института». В ИК «Тройка-Диалог» считают, что логично предположить, что и ВЭБ, тесно работая с АвтоВАЗом, хочет иметь определенную степень контроля над предприятием. «Это вполне укладывается в рамки мировой практики», — сказал „Ъ“ господин Пунтусов.
МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

* * *
В Киеве покажут LADA PRIORA
ОАО «АвтоВАЗ» впервые за рубежом представит автомобиль LADA PRIORA. Это произойдет на международном автомобильном салоне SIA-2005, который открывается 23 мая 2005 года в Киеве (Украина). Как сообщает пресс-служба АвтоВАЗа, автомобильный салон SIA-2005 станет украинским дебютом сразу для нескольких моделей автомобилей ОАО «АвтоВАЗ»: впервые здесь будут представлены спортивный прототип LADA Revolution, положивший начало новому классу в автомобильном спорте России, и хэтчбек LADA KALINA. Седан LADA KALINA на SIA-2005 будет представлен автомобилем серийной сборки, поскольку АвтоВАЗ уже объявил о начале продаж LADA KALINA в розничной сети. 17 мая 2005 года ОАО «АвтоВАЗ» отгрузило предприятиям сервисно-сбытовой сети первую партию автомобилей LADA KALINA, предназначенных для розничных продаж. До этого момента автомобили LADA KALINA поставлялись предприятиям сервисно-сбытовой сети только для демонстрации К концу года предприятие планирует расширить географию продаж новой модели до 40 регионов России.

Источникhttp: //www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/samara/