Группа «СОК» (г. Самара) получила в управление пакет акций ЗАО «Самарская кабельная компания» (СКК). Как сообщается в пресс-релизе агентства, занимающегося PR «СОК», «стороны пока не разглашают» конкретный размер переданного в управление пакета. Отмечается лишь, что сделка обусловлена интересом «СОКа» к производству автомобильных жгутов – «наиболее востребованной на сегодняшний день продукции кабельной компании».

«СОК» – компания, управляющая активами в различных отраслях: от производства оконных конструкций до разработки нефтяных месторождений. Но основной бизнес группы связан с автопроизводством (предприятия «ИЖ-Авто», «РосЛада», «ВАЗинтерСервис») и особенно с производством автокомпонентов (16 заводов, выпускающих радиаторы, светотехнику, пластиковые и прочие конструкции и агрегаты). Оборот группы в 2004 г. составил почти 2 млрд долл. Конечные бенефициары структур, контролирующих активы «СОКа», не называются, но, по неофициальным данным, ими являются топ-менеджеры ОАО «АвтоВАЗ». «АвтоВАЗ» вообще тесно связан с «СОКом», в том числе в производственно-технологическом плане: тольяттинское предприятие закупает производимые самарской группой компоненты, в то же время заводы «СОКа» собирают на своих конвейерах машины, снятые с производства на «АвтоВАЗе».

СКК – также тесно ориентирована на Тольятти, где потребляется значительная часть производимых в Самаре автомобильных жгутов и проводов. Вообще-то СКК выпускает весь спектр кабельной продукции, включая провода для ЛЭП, оптоволоконную продукцию и т.д., потребляемую в машиностроении, железнодорожном транспорте, строительстве и т.д. (в том числе за рубежом). Последние публичные данные по отчетности компании отсутствуют, согласно СКРИН, чистая выручка компании в первой половине 2002 г. составляла 752,3 млн руб. Наиболее перспективные направления производства были сосредоточены в СП, созданных компанией еще в 1990-е гг.: ЗАО «Оптическая кабельная компания» (совместно с американской Corning International) и «Паккард Электрик Системс-СКК» (сначала вместе с GM, затем с Delphi). Последнее выпускает жгуты низковольтных и высоковольтных проводов для автомобилей, потребляемые на различных отечественных, в том числе совместных автопредприятиях.

Эксперты компании «Развитие бизнес-систем» предполагают, что такой «развод по направлениям» продолжился: «акционеры СКК решили сосредоточиться на телекоммуникационном направлении, чтобы не зависеть от «АвтоВАЗа» и неважной конъюнктуры рынка российских автомобилей». Для «СОКа» же, полагают эксперты, управление СКК – процесс менее рисковый и затратный, так как группа имеет собственное автопроизводство и может рассчитывать на локализацию компонентов на выгодных для себя условиях в случае заключения альянса с зарубежными автопроизводителями. Кроме того, в результате сделки возрастает доля «СОКа» в поставках автокомпонентов на «АвтоВАЗ».

«Скорее всего, «СОК» решил создать производство автокомпонентов полного цикла, – сказал RBC daily аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Геннадий Суханов, – в составе группы к настоящему времени есть практически все необходимые активы, не хватало только кабельных. И как только появилась подходящая возможность, их докупили. Вполне логичное решение, судя по ситуации на российском рынке автомобилей и автокомпонентов».

Эксперты отмечают, что «СОК», возможно, целиком сосредоточится именно на выпуске компонентов, как на традиционном для себя бизнесе. Выпуск машин как с маркой «ИЖ», так и вазовской классики и «девяток» с середины прошлого года сталкивается со значительными трудностями – предприятие уже сократило производственный план на этот год и отказалось от ранее заявленной глубокой доработки существующих моделей, сосредоточившись пока на выпуске KIA Spectra (но реальные масштабы этого проекта до сих пор неясны). В то же время «СОК» – через свою дочернюю структуру «СОК-Автокомпонент» – недавно провел размещение облигационного займа объемом 1,1 млрд руб., заявленной целью которого было именно развитие производства автокомпонентов.

«Предполагаю, что приобретением пакета СКК группа «СОК» преследует целью создание производства полного цикла, что сейчас очень важно, имея в виду перспективу роста иностранных автомобильных производств в России, – сказала RBC daily аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина. – Какие бы льготы по ввозу комплектующих сейчас ни давались иностранным компаниям, это временная мера, и им рано или поздно придется производство локализовывать и искать российских поставщиков. «СОК» с соответствующей готовой структурой тут бы весьма пригодился. Только важно, чтобы это производство было еще и современным – и «СОКу» еще предстоит над этим немало поработать».

Источник http://www.rbcdaily.ru

Постоянный адрес новости: http://www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml?2005/05/19/202132