Наталья Ивановна Шлык – человек в республике известный. Профессор, доктор наук, заведует кафедрой на факультете физвоспитания УдГУ, человек с ярко выраженным общественным темпераментом, но при этом еще и сугубый специалист, который понимает, что физическая культура - основа здоровья, и именно поэтому она должна иметь приоритет в процессе воспитания.
Наша встреча произошла по инициативе ученого. Повод что ни на есть конкретный: Наталья Ивановна Шлык в очередной раз не смогла «пробиться» до самого верха – уже в который раз Шлык со своими, без преувеличения будет сказано, сенсационными материалами не может попасть на прием ни к президенту Удмуртии, ни к председателю удмуртского правительства. Кому, как не руководителям региона, считает ученый, на основе мнения и расчетов специалистов принимать стратегические решения, направленные на то, чтобы уже в близком будущем наше общество не превратилось в «выселки» маргиналов?! А именно такая перспектива, по мнению физиологов, «светит» Удмуртии, если брать в расчет данные постоянного мониторинга о состоянии физического здоровья детей и подростков в нашем регионе.
Корр.: Что именно смотрят врачи и специалисты во время массовых обследований детских учреждений?
Шлык: Физическое здоровье и двигательную подготовленность: дети выполняют прыжки с места, метание и бег на короткие дистанции. Полученные результаты сравниваются с нормативами, которые не менялись уже более двадцати лет! Разве это дело? Но даже их малыши в массе своей не выполняют. Используются тесты, которые позволяют определить, не отстает ли в развитии та или иная система в организме?
- Где было проведено самое «свежее» из таких обследований, каковы его масштабы?
- Были обследованы детские дошкольные учреждения Ленинского, Устиновского, Первомайского, Индустриального районов города Ижевска. Это порядка полутора тысяч детей 4-6 лет. Результаты просто шокирующие: с беговыми нагрузками на 60 м не справились в среднем 87,9% дошкольников, а на 30 м – 44,5%. В метании не справились с нормативом 46,8%. В прыжках средний результат у 65,2%. Восемьдесят процентов детей имеет низкий уровень физического здоровья и плохую двигательную подготовленность. У 70% детей кардио-респираторная система отстает в развитии. Более 50% детей дошкольного и школьного возраста имеют высокую степень напряжения регуляторных систем организма.
- Что отсюда следует?..
- Это говорит о том, что адаптивные возможности детского организма сегодня из рук вон низкие. А система кровообращения - она лимитирующая для организма. Если она плохо развита, то нагрузки, которые с возрастом должны увеличиваться (а ребенок должен с ними справляться), придется только снижать. И если у ребенка слабые физические возможности в 6 лет, а завтра он будет на школьной скамье, на него наваливается масса бед – сиди! Эмоциональный фон повышается, умственная деятельность возрастает. А приспособительные возможности падают. Мы какого ребенка-то хотим видеть? Такой ребенок не будет здоровым.
- Но ведь это, наверное, не вдруг случилось?
- Конечно, нет! Мы более двадцати лет наблюдаем эту отрицательную динамику – по сравнению с 80-ми годами резко упал объем грудной клетки у детей, а значит, кардио-респираторная система не развивается. Это первые предпосылки к сердечно-сосудистым заболеваниям.
- А как должно-то быть?
- Грамотные родители с пеленок стараются следить за физическим воспитанием своих детей. Главный закон жизни – сколько человек сидит, столько же он должен двигаться. Не меньше! Еще в 1985 году (!) мы разработали и передали Министерству народного образования для системы дошкольного воспитания программу физического воспитания в детском дошкольном учреждении. За ее разработку мы получили Золотую и Серебряную медали на ВДНХ. Где она? Почему ее никто не выполняет и никто никого не спрашивает за это?
- Теперь разберемся, кто кому чего должен?
- Общество в целом заинтересовано в том, чтобы каждое новое поколение вступало в жизнь физически все более полноценным, развитым. Поэтому, как мне представляется, общество ПОРУЧАЕТ государству и правительству следить за тем, чтобы в сфере образования и воспитания были правильно расставлены приоритеты и чтобы осуществлялся жесткий и своевременный контроль за тем, как решается главная задача – вырастить здоровое поколение.
- Это в целом, а теперь – конкретно.…
- Голова об этом должна болеть у чиновников всех рангов, начиная с президента Волкова и председателя правительства Питкевича. Вице-премьер по социальной политике Наталья Харина, ведь она сама врач, акушер-гинеколог, разве ей надо объяснять, что такое снижение адаптивных возможностей организма в целом у поколения?! Но она даже на нашу конференцию забежала как-то так, мимоходом, чтобы, как говорится, «отметиться».
Вот на их уровне должно быть глубокое понимание проблемы и тенденций. Этого нет! Не видно даже простого человеческого интереса!
А реализация научно обоснованной и разработанной специалистами региональной целевой программы физического воспитания должна идти через системы учреждений Министерства здравоохранения и образования. Ведь ничего не надо изобретать, все есть! Я недавно слушала выступление замминистра здравоохранения УР, она долго перечисляла заболевания, с которыми рождаются дети, и ни одного слова - о превентивных профилактических мерах!
- Тогда как в идеале должно быть поставлено дело физвоспитания дошкольников?
- Во-первых, правительство должно заказать соответствующим высшим учебным заведениям подготовить специалистов нужного профиля, инструкторов физвоспитания для работы именно в системе дошкольного воспитания. Я ответственно заявляю, что сегодня из ста ижевских школ грамотно и системно физическим воспитанием детей занимаются от силы в шести-семи, не более! А специалистов с высшим образованием среди инструкторов дошкольных учреждений – единицы! Все сплавлено на воспитателя, а ему, ясное дело, не до того.
- Чем чревата нынешняя ситуация?
- Почему – «чревата»? Мы уже в полной мере расхлебываем во всех возрастных группах последствия двигательного дисбаланса, в котором растут наши дети. До 80 процентов детей с теми или иными отклонениями в осанке переходят из детского сада в начальную школу! А там, вместо грамотной коррекции, то спортивные танцы, то фигурное катание. Ради Бога! Но ведь надо смотреть, что данному ребенку полезно, что вредит.
Я за тридцать лет, сколько читаю лекции, впервые вынуждена была разработать спецкурс на тему, чего НЕЛЬЗЯ на уроках физкультуры! При тех или иных органических недостатках некоторые группы нагрузок и упражнений оказываются просто противопоказанными, потому что могут привести к травмам.
Не менее больной вопрос – полное отсутствие состыковки в физическом воспитании между детским садом и начальной школой. Особенно если иметь в виду, что ни там, ни там этому не уделяется первостепенного внимания, это где-то на периферии сознания, «для галочки».
Возвращаясь к поставленному вопросу – ни для кого не секрет, что все больше учащихся средних школ по своему физическому развитию оказываются не в основной и даже не в подготовительной группах по физической подготовке, а в специальной медицинской. Которыми, в свою очередь, некому и некогда заниматься. Пишут рефераты, вместо того чтобы на уроках физкультуры грамотно преодолевать свои недуги. Третий урок физкультуры, которого так добивались, в большинстве школ заменятся теоретическим уроком. Сегодня врач не может проверить качество физвоспитания в школе, его туда не пускают по приказу министра образования.
На меня обижаются детсадовские начальники, когда я где-нибудь с трибуны скажу, что из детсадов в школы идут сутулые да горбатые. Но ведь на эту проблему надо смотреть не с точки зрения «чистоты мундира», а с государственной – это же наши будущие родители. А инвалид с инвалидом кого нам родят через десять лет? Снова инвалида… О какой демографии можно говорить?!
- Итак, если бы вы, наконец, смогли добиться аудиенции у Волкова или Питкевича, то как был бы поставлен вопрос?
- Безотлагательно собрать рабочую группу специалистов для разработки соответствующих времени региональных нормативов для мониторинга состояния физических параметров детей дошкольного и школьного возрастов. Заказать разработку целостной научно обоснованной программы по физическому воспитанию, развитию и оздоровлению детей и подростков. В ней должны быть учтены и вопросы подготовки специалистов, и как закрепить их в ДОУ (ну, не ученым же об этом надо думать!). Продумать и прописать систему контроля и отчетности как по системе здравоохранения, так и по системе народного образования, чтобы это опять не уплыло меж пальцев. Вот, пожалуй, и все.
По словам Натальи Ивановны Шлык, чтобы детский организм хорошо, успешно справлялся со все новыми «вызовами времени», вполне достаточно всего-навсего строго соблюдать баланс двигательной активности и умственной деятельности в распорядке дня малышей, да еще здоровое питание, чистая питьевая вода, полноценный сон и свежий воздух.
Как же надо не любить вверенный тебе народ, чтобы печься только о своем персональном здоровье, а заботу о детях понимать как необходимость послать опять же свое личное чадо учиться за океан или построить любимой дочке домик в центре столицы. Именно так понимают нынешние власти Удмуртии свою роль в решении «детского вопроса».
Деградация налицо
06.06.05