ОАО «Газпром» вновь готово рассмотреть вопрос об увеличении заказов для предприятий пермского моторостроительного комплекса, которые были снижены в этом году почти в два раза. Об этом на пресс-конференции в минувший вторник заявил зампредседателя правления газового концерна Александр Ананенков. По словам господина Ананенкова, необходимым условием увеличения заказов является повышение качества пермских газоперекачивающих агрегатов.

ОАО «Газпром» сотрудничает с «Пермскими моторами» (ПМ) с начала 90-х годов. Газовый концерн, несмотря на то, что владеет лишь 5% акций ОАО «ПМ», является для пермских моторостроителей крупнейшим заказчиком. Порядка 40% заказов предприятия моторного комплекса получают от «Газпрома». Речь идет в первую очередь о газоперекачивающих агрегатах (ГПА), созданных на базе авиадвигателей Д-30 и ПС-90А, которые устанавливаются на магистральных газопроводах. В конце 90-х годов «Газпром» даже финансировал на «Пермских моторах» разработку новой установки мощностью 25 МВт.
Крупнейший заказ «Газпрома» на газотурбинные установки пермского моторного комплекса пришелся на 2003 год, когда газовая компания приобрела в Перми 53 агрегата (например, в 2001 году объем купленных пермских ГПА составил всего 10 единиц. – „Ъ“). В следующем 2004 году объем заказов несколько снизился и составил 50 агрегатов. Однако уже в апреле этого года гендиректор ЗАО «Пермский моторостроительный комплекс» Александр Иноземцев заявил, что «Газпром» не внес предоплату за газотурбинные установки, которые должны быть поставлены в 2005 году, а общий объем поставок сократился вдвое – до 25 агрегатов. Сокращение финансирования со стороны газовиков господин Иноземцев связал с грядущим приобретением «Газпромом» государственных нефтедобывающих активов и назвал это временным явлением.
В минувший вторник Пермь посетил зампредправления «Газпрома» Александр Ананенков, у которого, как выяснилось, была своя версия сокращения покупок ГПА в Перми. В областном центре господин Ананенков провел несколько рабочих встреч с руководством ОАО «ПМЗ», ООО «Искра-Турбогаз», а также встретился с и.о. губернатора Прикамья Олегом Чиркуновым. На итоговой пресс-конференции поздно вечером Александр Ананенков заявил „Ъ“, что вся проблема в качестве пермских ГПА. «Мы поставили перед пермскими предприятиями задачу повышения качества изделий, которые они выпускают, – сообщил он. – К сожалению, когда в 2003 году „Газпром“ резко увеличил свои заказы на ГПА, в 2003-2004 годах эти изделия стали в большом количестве выходить из строя, особенно на наших северных компрессорных станциях». По словам топ-менеджера, в 2005 году «Газпром» снизил заказ и надеется, что новые агрегаты «будут надежнее».
Тем не менее, господин Ананенков поспешил обнадежить моторостроителей. По его словам, по итогам 1-го полугодия 2005 года «Газпром» будет «рассматривать и корректировать свою инвестиционную программу, которая предусматривает дополнительные объемы производства и поставок оборудования». «Если в течение года испытаний ваши установки будут работать нормально, заказы вырастут», – отметил в завершение господин Ананенков.
Уходя из обладминистрации в сопровождении тесной группы директоров моторных компаний, господин Ананенков говорил им буквально следующее: «Ваши маркетинговые службы должны работать более профессионально и активно. Участвуйте в тендерах и конкурсах, причем не только в России, но и за рубежом». «Не волнуйтесь, мы вас не бросаем», – подытожил топ-менеджер «Газпрома».
По мнению бывшего гендиректора ОАО «Пермские моторы», депутата областного законодательного собрания Виктора Кобелева, данные обещания еще не означают, что заказы у пермских моторостроителей вырастут уже завтра. По мнению депутата, для того чтобы удовлетворить «Газпром», пермским заводам придется вести долгую и кропотливую работу по улучшению качества.