ближайший месяц решится судьба муниципальной реформы -- одной из самых масштабных реформ Владимира Путина. Госдума рассмотрит поправку, которая переносит вступление в силу нового закона о местном самоуправлении с 1 января 2006 года на 1 июля 2008-го. От того, что будет с низшим уровнем власти в России, во многом зависит судьба высшего уровня власти.

       Поправку в новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", которая предлагает перенести его вступление в силу, подготовила группа депутатов Госдумы во главе с Геннадием Гудковым (фракция "Единая Россия"). Их аргументы сводятся к тому, что за оставшиеся полгода подготовиться к реализации закона невозможно. Ведь даже те этапы реформы, которые уже завершились -- определение границ и статуса муниципальных образований (МО), утверждение уставов,-- породили огромные количество скандалов и судебных разбирательств. А куда более сложные системные вопросы не решены до сих пор.
       
"Подготовительный период должен быть не менее пяти лет"
       Позиции сторонников отсрочки заметно укрепились после того, как в апреле члены думского комитета по местному самоуправлению съездили в Ставропольский край, который наряду с Новосибирской областью в порядке эксперимента живет по новому закону с начала 2005 года. Как выяснили депутаты, реформа в "передовом" крае застопорилась, едва начавшись. Главная причина -- отсутствие необходимых подзаконных актов: нет критериев, по которым можно разделить земли и автодороги, отсутствует перечень имущества, передаваемого с федерального и регионального уровня на муниципальный. К тому же на то, чтобы перерегистрировать имущество, нужны деньги, которых нет ни в муниципальных, ни в краевом бюджетах.
       Главы МО и краевые министры охотно поделились с думцами и другими проблемами, с которыми неминуемо столкнутся в ходе реформы регионы. Основные из них -- неточное распределение полномочий, непродуманность межбюджетных отношений, нехватка кадров и недостаточность налоговой базы муниципалитетов. Функции, переданные МО из федерального центра и регионов, как говорили "Власти" главы многих муниципалитетов, им в этом году впервые полностью профинансировали, и бюджеты некоторых городов выросли почти втрое. Но на выполнение полномочий местных налогов катастрофически не хватает.
       По закону муниципалитетам оставлены налоги физических лиц на имущество и землю, а также часть подоходного налога. Но глава сельсовета станицы Ессентукская с населением 23 тыс. человек Виктор Светанов поделился с "Властью" своими нехитрыми подсчетами: "Порядка миллиона рублей я соберу с земли, тысяч 900 -- с имущества плюс 10% подоходного налога. А это значит, что буду ждать денег от края".
       Ставропольское правительство уже пятый год разрабатывает методику формирования местных бюджетов, но сегодня и оно находится в серьезном затруднении. Министр финансов края Татьяна Погорелова считает, что муниципалитеты не смогут свести концы с концами, несмотря на то, что "в крае передали дополнительно 10% подоходного налога на местный уровень". А вариантов "закрепления дополнительных местных налогов", по ее словам, "в законе не предусмотрено". Поэтому, в принципе поддерживая реформу, Татьяна Погорелова осторожно сообщила, что "подготовительный период должен быть не менее пяти лет".
       Необходимость срочного уточнения закона о местном самоуправлении и принятия подзаконных актов очевидна не только депутатам, но и федеральному правительству. Белый дом, по информации "Власти", вроде бы собирается отдать муниципалам транспортный налог, добавить еще 10% от подоходного налога и 90% вмененного налога. Но официального решения пока нет. Госдума, в свою очередь, намерена разрешить совмещать посты глав администрации и представительного органа в муниципальных образованиях с населением до 3-5 тыс. человек. Однако этого, как считают сторонники отсрочки, явно мало. Что надо сделать еще, никто толком не знает.
       Муниципальные проблемы сегодня регулярно обсуждаются на всевозможных круглых столах и семинарах. И почти каждый раз сталкиваются два мнения: за начало реформы с 1 января 2006 года и за ее перенос. Причем вторую точку зрения поддерживает большинство муниципалов -- очень уж много проблем порождает для них новый закон. При этом и в официальных выступлениях, и в частных беседах главы МО говорят одно и то же: проблемы с налоговой базой возникли потому, что "не просчитаны доходные и расходные полномочия". Иными словами, никто не знает точно, сколько будет стоить, к примеру, ремонт школы. По убеждению муниципалов, в результате реформы все муниципалитеты, даже бывшие раньше донорами, плотно сядут на финансовую иглу дотаций из региональных бюджетов.
       
"Мы все превратимся в дворников"
       Опасаются муниципалы и политических последствий реформы. Так, они боятся, что главы регионов, дотирующих местные бюджеты, добьются права назначать мэров, и тогда вся реформа превратится в фикцию. "Сегодня люди со всеми вопросами идут к нам, а у нас одни обязанности: ни денег, ни прав толком не будет,-- говорили многие мэры корреспонденту 'Власти'.-- Мы же все превратимся в дворников, будем только мусором и освещением улиц заниматься..."
       Но еще более активно сопротивляются реформе главы субъектов федерации. Больше половины регионов до сих пор успешно обходились вообще без местного самоуправления, которое номинально существовало лишь на сельском уровне. Власти этих субъектов просто продлевали государственную вертикаль до сельских районов, которые распоряжались деньгами и решали, в каком селе и что надо сделать. А теперь лидеры этих регионов не хотят передавать свои полномочия муниципалитетам. Ведь вмешиваться в действия муниципалов по закону запрещено, а деньги придется отдать.
       Кроме того, многие, похоже, надеются, что со временем реформу, возможно, удастся вообще спустить на тормозах -- ведь через три года в стране уже будет новый президент. Да и сейчас федеральный центр время от времени поддается давлению и идет на существенные уступки. Так, например, произошло с предложением о фактической отмене всенародных выборов глав вновь образованных МО. С одобрения Кремля Госдума приняла инициированную Татарией поправку, по которой порядок выборов глав таких муниципалитетов определяют сами субъекты федерации (см. "Власть" #10). А они, разумеется, обычно предпочитают, чтобы глава муниципалитета избирался из числа депутатов местного парламента, а фактическим хозяином МО был наемный менеджер, которого выбирает зависимая от главы региона конкурсная комиссия.
       Правда, несмотря на мощный нажим снизу, в главном вопросе -- о сроках реформы -- Кремль пока на уступки не идет. Во всяком случае, и помощник президента Игорь Шувалов, возглавляющий комиссию по федеративным вопросам и местному самоуправлению, и секретарь комиссии, советник президента Сергей Самойлов на всех совещаниях и круглых столах неизменно повторяют, что закон нужно вводить вовремя, "а за оставшееся время принять необходимые поправки и подзаконные акты".
       
"Уши идеи о переносе реализации закона торчат из Кремля"
       Но на самом деле единства по данному вопросу в Кремле нет. Если Шувалов, Самойлов и примкнувший к ним "отец муниципальной реформы", полпред президента в Южном ФО Дмитрий Козак, решительно выступают за вступление закона в силу с будущего года, то глава президентской администрации Дмитрий Медведев, по информации "Власти", всерьез озабочен количеством проблем, на решение которых уже почти нет времени. Настаивает на переносе начала реформы и советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов.
       При этом в Кремле вынуждены принимать во внимание не только трудности самих муниципалитетов, но и проблемы куда более высокого порядка, связанные с "большой политикой". В 2007 году пройдут выборы депутатов Госдумы, а в 2008-м -- президентские выборы, на которых Кремлю предстоит провести очередную операцию "Преемник". И неудача муниципальной реформы, а тем более ее полный провал, могут создать для решения "проблемы 2008 года" почти непреодолимые трудности. Ведь если скандальный закон о монетизации льгот коснулся лишь меньшей части общества в лице пенсионеров и ветеранов, то неудача реформы местного самоуправления затронет всех. А погрузившиеся во тьму города, неработающий транспорт и горы мусора могут оказаться куда более серьезным аргументом против действующей власти, чем лишение пенсионеров права бесплатного проезда на автобусах и электричках.
       Этот аспект муниципальной реформы прекрасно осознают и оппозиционеры. Как признавались в приватных беседах с корреспондентами "Власти" некоторые представители "либерального" лагеря, они уверены, что провал реформы местного самоуправления создаст почву для свержения путинского режима, который наконец станет "ненавистным" не только для "высоколобой интеллигенции", но и для рядовых россиян. А это вполне может стать для Кремля еще одним аргументом в пользу переноса начала реализации закона. Кстати, депутаты, выступающие за отсрочку, этот момент тоже хорошо прочувствовали. Не случайно авторы поправки предлагают перенести вступление закона в силу на 1 июля 2008 года, когда закончатся думские и президентские выборы.
       Существует, впрочем, и еще одна точка зрения о том, кому выгодно отсрочить реализацию 131-го закона. "Сегодня в городах есть точно такой же административный ресурс, как и в регионах,-- сообщил корреспонденту 'Власти' источник в российском парламенте.-- В случае же вступления в силу закона муниципалитеты будут заняты дележом собственности, и им будет не до выборов. К тому же они станут самостоятельными и смогут послать всех подальше, вместо того чтобы помогать партии власти. Уши идеи о переносе реализации закона торчат из Кремля: наверняка она родилась в рядах питерцев-силовиков, ведь рейтинг президента падает потихонечку".

Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?page_id=20052326-8.HTM