Вчера глава правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение об увольнении Геннадия Фадеева с поста президента ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и назначении главой компании его первого заместителя Владимира Якунина. А господин Фадеев назначен помощником премьера Фрадкова. Ни для работников отрасли, ни для чиновников перестановки в высшем руководстве ОАО РЖД не стали неожиданностью, однако никто не думал, что кадровые изменения произойдут именно сейчас. По данным Ъ, спешка объясняется тем, что в борьбу за кресло президента ОАО РЖД вступил новый кандидат – министр транспорта Игорь Левитин.
Слухи о скорой отставке сопровождают Геннадия Фадеева с момента его назначения президентом ОАО РЖД 22 сентября 2003 года. Главной причиной источники в отрасли и ведомствах называли преклонный возраст господина Фадеева (в апреле ему исполнилось 68 лет), отсутствие явной близости кадрового железнодорожника к команде Владимира Путина и, главное, наличие наступающего на пятки преемника – Владимира Якунина. Петербургский инженер с опытом дипломатической работы начал продвижение к посту главы российской монополии еще в 2000 году, превратившись из начальника Северо-Западной окружной инспекции главного контрольного управления президента РФ в замминистра транспорта, а спустя два года – в первого замглавы Министерства путей сообщения (МПС).
Войдя в команду министра Фадеева, господин Якунин сразу стал в ней оппозиционером. Пика напряженности отношения между руководителем МПС и его первым заместителем достигли как раз к моменту образования ОАО РЖД, осенью 2003 года. Владимир Якунин считался прямым конкурентом Геннадия Фадеева в борьбе за пост президента компании. Но и МЭРТ, и Минимущество, и само МПС представили в правительство единственную кандидатуру на пост главы ОАО РЖД – Геннадия Фадеева.
После выхода распоряжения о назначении президентом ОАО РЖД Геннадия Фадеева многие предсказывали, что Владимир Якунин не останется в компании, тем более что, по данным Ъ, ему предлагался целый ряд альтернативных постов, в том числе должность полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. Однако, по рассказам чиновников, господин Якунин сам попросил оставить его в ОАО РЖД, и 24 октября 2003 года стал первым вице-президентом компании. По свидетельству многих топ-менеджеров РЖД, тогда конфликт между ним и Геннадием Фадеевым практически сошел на нет.
Между тем разговоры о том, что господин Фадеев вот-вот будет отправлен в отставку, продолжались в течение всего первого года его президентства, причем обсуждались самые разные кандидаты на кресло главы РЖД – вплоть до Александра Волошина. Наконец, в конце прошлого года источники, близкие к господину Фадееву, твердо заявили, что ему гарантировано сохранение поста до завершения контракта, то есть до сентября 2006 года. Впрочем, источник Ъ в администрации президента недавно жаловался, что правительство реально не контролирует компанию. А представители отрасли отметили, что на пасхальной службе в храме Христа Спасителя Владимир Якунин стоял за спиной президента Путина в узком кругу приближенных.
Вчера вечером, когда Геннадий Фадеев возвращался в Москву из Тбилиси, Михаил Фрадков подписал распоряжение о его увольнении. Как пояснил Ъ пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров, господин Фадеев назначен помощником Михаила Фрадкова, а президентом ОАО РЖД стал Владимир Якунин. Официально представители правительства отказываются комментировать причины смены руководителя РЖД. Источник Ъ, близкий к одному из членов совета директоров компании, уверяет, что претензий к Геннадию Фадееву нет. "Эти перестановки плановые и давно готовились,– сказал он,– хотя мы и не ожидали их именно сейчас – не очень понятна спешка и совершенно не очевиден повод".
"Дело не в том, что кого-то не устраивает Геннадий Фадеев,– соглашается представитель одной из крупных компаний–партнеров РЖД.– Просто очень настаивал на повышении своего статуса Владимир Якунин. Но, по нашей информации, смена руководства должна была произойти только в середине июля". По мнению источника Ъ в правительстве, формальным поводом для отставки Геннадия Фадеева могла стать авария поезда Москва–Грозный 12 июня. "Но тогда железнодорожники сработали абсолютно профессионально,– уточняет собеседник Ъ.– Скорее дело в том, что на место президента РЖД в последнее время активно претендует министр транспорта Игорь Левитин. Вполне вероятно, что пришлось ускорить назначение Владимира Якунина, чтобы предотвратить появление нового сильного кандидата на эту должность".
В Минтрансе перестановки в ОАО РЖД вчера не комментировали. Не дали комментариев и господа Фадеев и Якунин.
Сегодня Ъ продолжит тему кадровых перестановок в РЖД.
РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА

Источник http://www.kommersant.ru/

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=585323


Якунин Владимир Иванович

Родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области. Отец – летчик погранвойск, мать – бухгалтер. Детство провел в Эстонии. В 1972 году окончил Ленинградский механический институт по специальности "производство летательных аппаратов". Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Института прикладной химии (Ленинград). В 1975-1977 годах служил в вооруженных силах. С 1977 года работал инженером, старшим инженером Госкомитета Совмина СССР по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). Эта структура часто использовалась в качестве прикрытия для деятельности сотрудников Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР. Одновременно с господином Якуниным в ГКЭС трудился нынешний премьер Михаил Фрадков. В 1982-1985 годах Владимир Якунин работал начальником иностранного отдела Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде. С 1985 года в Вене: второй, затем первый секретарь постпредства СССР при ООН, в комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. По данным газет La Repubblica и "Русская мысль", был кадровым офицером разведки.

В апреле 1991 года вернулся в Санкт-Петербург и ушел в бизнес, занявшись привлечением иностранных инвестиций (с июня 1991 года председателем комитета по внешним связям мэрии города был Владимир Путин). В начале 90-х господин Якунин занимался созданием Международного центра делового сотрудничества и банка "Россия". По поручению городских властей входил в советы директоров Балтийского морского пароходства и отеля "Европа". В апреле 1997 года возглавил Северо-Западную окружную инспекцию Главного контрольного управления президента РФ (с марта 1997 года ГКУ возглавлял Владимир Путин). С 7 октября 2000 года – замминистра транспорта, отвечал за развитие торгового флота и деятельность морских портов. 8 февраля 2002 года назначен первым замминистра путей сообщения. Возглавлял совет директоров Транскредитбанка. 24 октября 2003 года утвержден первым вице-президентом ОАО "Российские железные дороги". В 2004 году назывался СМИ в списке кандидатов на посты руководителей администрации президента, министра транспорта и премьер-министра. 16 августа 2004 года возглавил совет директоров ЗАО "Компания 'Транстелеком'".

Награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени. Член попечительского совета БДТ имени Товстоногова. Увлекается охотой, театром, ездой на автомобиле. По данным СМИ, вместе с Владимиром Путиным входит в состав учредителей дачного кооператива "Озеро" в Ленобласти. В молодости занимался плаванием, вольной борьбой, боксом. Женат, супруга занимается домашним хозяйством. Два сына – выпускники Санкт-Петербургского университета (экономист и юрист).