Как стало известно “Ведомостям”, в прошлом году чистая прибыль российской “дочки” Ford составила всего 332 млн руб. Да и эти деньги компания, по мнению экспертов, заработала от продажи импортируемых машин, а вот производство Ford Focus во Всеволожске остается убыточным из-за затрат Ford на поддержание низких цен на свою продукцию.


Российская “дочка” Ford – ЗАО “Форд Мотор Компани” открыла завод во Всеволожске (Ленинградская обл.) в июле 2002 г., вложив в него $150 млн. Его мощности составляют 25 000 автомобилей в год, но могут быть увеличены до 100 000. С середины мая здесь собирают Focus второго поколения, который поступит в продажу в конце июня. В 2004 г. компания продала 39 241 новый автомобиль, из них 28 059 – Focus всеволожской сборки.

Ford — первый иностранный концерн, открывший завод в России. Инвестиционное соглашение с ним российское правительство подписало в августе 1999 г., а спустя три года во Всеволожске было запущено производство. Специально под Ford чиновники придумали режим свободного таможенного склада, позволяющий беспошлинно ввозить комплектующие в обмен на обязательства по локализации производства.

Но и через три года с начала работы всеволожский завод Ford так и не вышел на окупаемость. “Форд Мотор Компани” свои финансовые показатели не раскрывает, но два чиновника профильных ведомств, знакомых с ее отчетностью, рассказали “Ведомостям”, что в 2004 г. выручка компании по РСБУ составила 24 млрд руб., прибыль — около 830 млн руб., а чистая прибыль — 332 млн руб. Но продажа всеволожских Focus принесла Ford только 10,5 млрд руб. Остальную выручку компания получила за счет импорта автомобилей, запчастей и сервисных услуг. Пресс-секретарь “Форд Мотор” Екатерина Кулиненко отказалась комментировать эту информацию.

“Получается, что рентабельность бизнеса Ford в России составила в прошлом году лишь 1,4%. У "АвтоВАЗа" она 4%. Такие показатели "Форд Мотор Компани" подтверждают, что завод во Всеволожске до сих пор не приносит прибыль. Они зарабатывают деньги на продаже импортных машин”, — считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. С ней соглашается управляющий директор AG Capital Александр Агибалов и менеджеры двух российских автозаводов. Один из них видит причину в том, что Ford боится локализировать производство в ущерб качеству машин. По данным самого Ford, уровень локализации сейчас составляет 25%. Против Ford играет и небольшой объем производства, отмечает аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов. Сейчас Ford подумывает о расширении мощности всеволожского завода, говорит Кулиненко. Источники, близкие к “Форд Мотор”, говорят, что речь идет о 40 000 автомобилей в год.

Впрочем, прибыль здесь не главное — компания пытается застолбить за собой место на рынке, говорит Смольянинов. Ford за свой счет поддерживает умеренные цены на машины, напоминает директор по маркетингу холдинга “Рольф” Валерий Тараканов, а Сахнова добавляет, что Ford — единственный, кто субсидирует ставку по кредитам на покупку своих машин и компенсирует часть затрат дилеров на рекламу. Все это финансируется за счет прибыли, говорит Тараканов.

Правда, сравнить Ford пока не с кем, хотя свои сборочные производства в России уже открыли Renault и General Motors (GM). Французы в апреле начали сборку Logan на “Автофрамосе”, а американцы создали СП с “АвтоВАЗом”. Пока вариант СП оказался более выгодным. “GM-АвтоВАЗ” является самым рентабельным среди всех российских автозаводов, говорит Агибалов. СП, на создание которого было потрачено $338 млн, было запущено в 2001 г., а в 2004 г. оно уже заработало около $40 млн чистой прибыли, из которой собирается выплатить первые дивиденды. “В отличие от Ford Chevrolet Niva почти полностью комплектуется отечественными деталями, а Chevrolet Viva была запущена лишь в конце прошлого года”, — объясняет успех проекта один из конкурентов СП. “Три-четыре года — абсолютно нормальный срок выхода нового автосборочного производства на рентабельный уровень”, — подчерчивает пресс-секретарь Renault Ванесса Леви, добавляя, что Logan начнет окупать вложенные в завод 250 млн евро в 2007-2008 гг. В Toyota, позавчера заложившей первый камень в фундамент своего завода в Санкт-Петербурге, не стали обсуждать сроки окупаемости инвестиций в Россию. Ford, по словам одного из чиновников, заложил в российский проект срок окупаемости 14 лет.

Но Ford, Renault и Toyota будут работать с убытками или с минимальной прибылью еще минимум 3-5 лет, предупреждает Сахнова. “Перед ними стоит задача выдавить отечественных производителей с рынка, прежде всего "АвтоВАЗ". Для этого им надо держать цены”, — объясняет она. Но на “АвтоВАЗе” в это не верят. “Наша доля на рынке последние три года не менялась. В 2002 г. она составила 41,6%, в прошлом — 41,7%. Да и сам рынок постоянно растет”, — говорит представитель “АвтоВАЗа”.

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/06/16/93470