Стремление президента Удмуртии Александра Волкова как можно скорее ликвидировать прямые всенародные выборы мэров городов республики натолкнулось на неожиданный казус. Если в Сарапуле, Воткинске и столице республике Ижевске, депутаты гордум изменили городские Уставы «как надо», то в Глазове случилось непредвиденное. Постановив, что главу Глазова будут теперь выбирать из числа депутатов, городская дума Глазова, в то же время, указала, что в этом виде устав города будет действовать лишь с 2007 года, когда закончится срок полномочий нынешнего мэра.

 «В последней статье Устава, - говорит заместитель председателя глазовской думы  Виктор Домбровский, - мы указали, что выборы главы муниципального образования у нас произойдут после сложения полномочий нынешнего главы администрации». Наблюдатели отмечают, что на такое решение депутатов, скорее всего, повлияла позиция самого мэра Владимира Перешеина, которого переизбрали всего год назад.

Однако это решение встретило сопротивление Президиума Госсовета Удмуртии, который вчера, 22 июня,  утвердил все новые уставы муниципальных образований республики за исключением глазовского. В Госсовете считают, что в  октябре, когда пройдут выборы новой глазовской думы и депутаты изберут себе руководителя, в городе наступит двоевластие. Так как по старому уставу главой города будет избранный мэр, а по новому этот пост будет закреплен за председателем гордумы.

Жанна Дворцова, председатель постоянной          комиссии Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению, заявила: «Возникает ситуация, когда в структуре органов местного самоуправления не просматривается, если, можно так выразиться, главы местного муниципального образования. И еще подвешенным у нас остается вопрос, касающийся исключительной компетенции главы муниципального образования -  в частности, на деле мы с вами столкнемся с проблемами о том, кто  будет подписывать и обнародовать в порядке установленном уставом муниципального образования нормативно-правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (стилистика речи сохранена. – «Д»)». С точки зрения г-жи Дворцовой, глазовский устав противоречит федеральному закону о местном самоуправлении. Переходное положение этого закона гласит, что высшее должностное лицо муниципального образования – его глава - может выбираться как всенародно,  так и из числа депутатов. Однако Дворцова утверждает, что «глава муниципального образования» – это совсем другая  должность, чем «глава администрации (мэр)».

К «вразумлению» глазовчан подключили уже и республиканскую прокуратуру, по мнению которой ныне действующий мэр  в этой ситуации обязан сложить с себя полномочия. «Поскольку глава адмнистрации города Глазова был избран после вступления в силу главы 12-й закона «Об общих принципах местного самоуправления», - высказался первый заместитель Прокурора УР Алексей Самсонов, - то, соответственно, может возникнуть вопрос (если устав останется в этой редакции), что после избрания депуктатов представительного органа города Глазова придется обращаться в суд о прекращении полномочий главы администрации муниципального образования города Глазова, и соответственно он уже будет ни депутатом, ни руководителем муниципального органа».

Президиум предложил депутатам Глазова исправить устав, а мэру - досрочно сложить с себя полномочия.

Виктор Домбровский так прокомментировал эти претензии: «Проекты устава у нас были направлены и в правовое управление администрации президента Удмуртии, и в прокуратуру, и в Госсовет. И до сегодняшнего дня мы никаких замечаний на него не получили».