На днях прекратится производство легковушки Иж-2126 “Ода”. Попытка выпуска “народного автомобиля” по-российски, устаревшего, но дешевого, провалилась: спроектированная в 80-х гг. машина продавалась за треть цены недорогой иномарки, но окупить затраты на производство не смогла. Теперь владельцы завода “ИжАвто” по примеру других производителей сосредоточатся на сборке иномарок. О том, что производство “Оды” и “Фабулы” (та же машина с кузовом “универсал”) вскоре будет прекращено, “Ведомостям” сообщили в пресс-службе группы “СОК”. По словам сотрудника пресс-службы, эти автомобили будут выпускаться до конца июня, после чего на конвейере входящего в группу завода “ИжАвто” останутся только заднеприводные модели ВАЗ-2106 и ВАЗ-21043, которые собираются из машинокомплектов, поставляемых с “АвтоВАЗа”. С начала 2005 г. завод выпустил 12 795 “Ижей”, которые уже отгружены дилерам. “Я только что пытался заказать партию "Ижей" на "ИжАвто", но мне сказали, что их нет и не будет”, — рассказывает самарский продавец “ИжАвто”. По словам другого регионального дилера “ИжАвто”, сейчас дилеры распродают последние “Оды” и “Фабулы”. Иж-2126 — последняя, разработанная еще в советское время модель Ижевского автозавода, который большую часть своей истории служил чем-то вроде второй сборочной площадки столичного завода АЗЛК. Сняв с московского конвейера очередной “Москвич”, его передавали в Ижевск. В результате в конце 80-х завод вовсю штамповал копию “Москвича-412”, разработанного в 60-х гг. Модель 2126 (сначала ее называли “Орбитой”, затем “Одой”), создававшаяся специально для ижевского предприятия, имела модный в то время кузов хетчбэк, но в отличие от тольяттинских “восьмерок” и “девяток” архаичный для автомобилей этого класса задний привод. Впервые она сошла с конвейера в 1991 г. Именно на сборку “Оды” наряду с заднеприводными вазовскими моделями сделала ставку группа “СОК”, поглотившая ижевское предприятие на рубеже 90-х и 2000-х годов. Ниша легковых автомобилей за $3500-5000 была свободна (ВАЗ постепенно снимал “классику” со своих конвейеров), и, восстановив остановленное было производство, “СОК” в первые годы добился успеха.В 2003 г. продажи Иж-2126 превысили 50 000 автомобилей в год и “СОК” даже позволил себе модернизацию автомобиля: в том году на московском автосалоне была представлена “Фабула” — универсал на базе “Оды”. Годом позже “СОК” начал строить для модели 2126 совсем уже наполеоновские планы, объявив о намерении создать для “Ижей” сеть из 70 сервисных центров по всей стране. Затраты на этот проект оценивались в $50-100 млн, причем предполагалось, что в финансировании примут участие дилеры предприятия. Но именно в этот момент они начали жаловаться, что торговля “Одами” не приносит им доходов. Как признался недавно в интервью “Ведомостям” гендиректор “ИжАвто” Михаил Добындо, на пике продаж каждая “Ода” приносила предприятию убыток в 12 800 рублей. Прошлым летом завод был вынужден поднять цены, и это привело к немедленному падению спроса. В декабре только что бивший производственные рекорды завод остановился из-за затоваривания. В апреле “ИжАвто” подписал с банком “УралСиб” соглашение о льготном кредитовании покупки “Оды” и “Фабулы”, но ситуацию это не спасло.Сейчас “Ода” у дилеров стоит 132 000 руб. (около $4700), “Фабула” — 152 000 руб. (около $5400). “Цены на материалы повысились, а мы повышать цену [на машины] уже не можем”, — сетуют на заводе. По данным годового отчета “ИжАвто”, комплектующие и материалы для выпуска одного автомобиля в 2004 г. подорожали на 17,9%, а отпускные цены выросли всего на 8,6%. Вкладываться в выпуск устаревших автомобилей “Иж” нецелесообразно, говорит теперь представитель “СОКа”. 1 августа завод начинает сборку корейской KIA Spectra. На ВАЗе уже знают о прекращении производства “Ижей”. Источник в центре сборочных комплектов “АвтоВАЗа” утверждает, что договор на поставку комплектующих в Ижевск заключен до конца года. Сворачивать производство своих заднеприводных моделей — ВАЗ-2105 и 2107 завод пока не планирует, говорит представитель ВАЗа. “ИжАвто” решил остаться на сужающемся рынке дешевых заднеприводных автомобилей, выбрав сборку “ВАЗов”, констатирует Владислав Цветков, гендиректор Российской ассоциации маркетинга (РАМ). Они более конкурентоспособны и по имиджу брэнда, и по техническим характеристикам, отмечает он. Впрочем, Добындо недавно признал, что к 2008 г. производство “классики” придется свернуть полностью. В феврале 2006 г. под угрозой снятия с производства окажутся и “ВАЗы”, предупреждает руководитель комитета по техрегулированию Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. Это произойдет, если правительство примет постановление, в соответствии с которым с февраля 2006 г. на учет можно будет ставить только автомобили, соответствующие стандарту “евро-2”. Ни “Ижи”, ни классика ему не удовлетворяют. Тогда “ИжАвто” придется сосредоточиться на выпуске иномарок, заключает Коровкин.

Источник http://www.vedomosti.ru

Постоянный адрес новости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/06/28/93956