Метания удмуртской экономики в первой половине текущего года происходят на фоне двух контрастных процессов: глубокой стагнации в машиностроении и динамичном росте нефтедобычи.

фото Возросшая в мае почти вдвое (!) выручка нефтяных компаний сопровождалась ростом безработицы в экономике Удмуртии на 30%, безработица – резким ростом доходов всех остальных граждан, рост доходов – остановкой половины Ижевского автозавода. Удмуртия – страна контрастов, в которой разные части социально-экономической сферы ведут свою независимую жизнь.
Высокие мировые цены на нефть заставляют нефтяников Удмуртии работать еще усерднее. Рост добычи “черного золота” в январе-мае достиг 11% к уровню пяти месяцев прошлого года, а объем добытой нефти – 4,158 млн тонн. При таких темпах к концу 2005 года из недр республики может быть извлечено свыше 10 млн тонн нефти – рекордный показатель за всю новейшую историю удмуртской “нефтянки”. Еще более внушительным образом возросла выручка добывающих компаний республики: за январь-май она увеличилась на 95% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
В общем, по-крупному экономическая жизнь в Удмуртии в мае бурлила почти исключительно вокруг нефтекачалок. Правда, на финансовом результате производственные успехи нефтяников отразились крайне скромно: по сравнению с январем-маем прошлого года чистая прибыль в отрасли выросла всего на 36 млн рублей, или на 2%. При сравнении с ростом оборота “нефтянки”, который на порядок больше, становится ясно, что ее прибыльность в этом году в очередной раз снизилась. Похоже, что формула “чем дороже нефть, тем меньше прибыли у нефтяных компаний” становится законом экономической жизни Удмуртии.
Совсем другие трудовые будни переживали в мае обрабатывающие отрасли: выпуск продукции в физическом выражении за пять месяцев составил лишь 94% к уровню прошлого года. Если оставить в стороне черную металлургию с ростом производства 3% и сосредоточиться лишь на отраслях глубокой переработки, то картина получится еще более удручающей: в производстве машин и оборудования спад 23%, в производстве автомобилей – практический такой же. Активность нефтяников пока не повлияла на динамику выпуска промыслового оборудования в Удмуртии: по итогам пяти месяцев 2005 года производство глубинных насосов составляет 95% от объемов прошлого года, станков-качалок – 70%.
Прекращение выпуска “Оды” на Ижевском автозаводе поставило крест на планах руководства республики производить в Удмуртии свыше 100 тысяч автомобилей в год. В январе-мае объем выпуска легковых автомобилей составил 19,9 тысячи штук, что на 45% меньше, чем за пять месяцев 2004 года. Отрицательная динамика наблюдается и по грузовым машинам, которых с начала года было выпущено на 11% меньше. Все более компактным становится производство мотоциклов в Удмуртии: в текущем году их выпуск снизился почти наполовину. За январь-май предприятия, занимающиеся производством транспортных средств, понесли убытки в размере 41 млн рублей.
Из сводок Госкомстата УР можно также почерпнуть любопытную информацию о том, что в январе-мае в республике было выпущено 408 компьютеров, что составляет всего 15% к уровню прошлого года. Судя по тому, что в мае объем выпуска удмуртских компьютеров снизился до 1,6%, эта весна для местной “силиконовой долины” была последней.
Есть ли в Удмуртии рост по другим направлениям переработки? Как ни странно, в текущем году на подъеме находится вечно депрессивная легкая промышленность республики: в швейном и текстильном производстве рост составил 16%, в производстве кожаных изделий – 20%. При обращении к более подробной информации видно, что в Удмуртии на 42% увеличился выпуск обуви и более чем в 2 раза – спецодежды.
Все это выглядит странно на фоне сообщений о закрывающихся производствах и росте безработицы, которая в мае превысила 16 тысяч человек только официально зарегистрированных граждан. Кстати, производство подшипников качения за отчетный период в республике составило… 1% к уровню прошлого года – так отразился в статистических сводках факт закрытия ГПЗ-13, работники которого пополнили армию безработных в Удмуртии.
Ударными темпами развивается загнанная некогда в угол деревообработка: производство фанеры и ДСП возросло кратно, а в целом по отрасли прирост индекса физического объема производства достиг 18% к прошлогоднему уровню.
От 9% до 30% – на столько в этом году увеличилось в республике производство различных видов стройматериалов, хотя объем подрядных работ, выполненных в январе-мае, оказался на 7% меньше, чем за аналогичный период 2004 года. Несмотря на это, индекс предпринимательской уверенности руководителей строительных организаций по данным обследования Госкомстата УР, во II-м квартале не снижается. Практически все введенное с начала года жилье в Удмуртии (62 тысячи кв. м) – дело рук индивидуальных застройщиков.
Пищевая промышленность пока пытается выйти на уровень объемов производства прошлого года. Отставание в январе-мае составляло 1,1% и было обусловлено продолжающимся уже несколько лет снижением выпуска массовых видов продуктов питания. Например, выпечка хлеба в Удмуртии уменьшилась на 7%, пива произведено на 6% меньше, чем в прошлом году, водки – на 3%, колбасы – на 0,7%. Ровно наполовину сократился в республике выпуск муки, которую успешно вытесняет с рынка “Макфа” и иже с ней. Зато рост производства отмечается практически по всем видам молочной продукции (от 3% до 18%), около трети которой, впрочем, отправляется за пределы республики.
В транспортной отрасли, несмотря на быстрое подорожание топлива, по-прежнему увеличиваются объемы грузоперевозок: так, автоперевозки грузов выросли на 21% к уровню января-мая прошлого года. Зато пассажирские перевозки сегодня набирают популярность только на авиалиниях (+10,7%). На общественном транспорте перевозки сократились до 75-80% к прошлогоднему уровню – эхо монетизации льгот.
В сельском хозяйстве площади под яровыми культурами в этом году оказались на 3% меньше, чем в прошлом. Поголовье скота балансирует на грани снижения (99%), примерно на 150 тысяч стало меньше в республике сельскохозяйственной птицы в преддверии приватизации удмуртских птицефабрик. Тем не менее, производство яиц за 5 месяцев 2005 года составило 187 штук на одного жителя Удмуртии (+9%).
Оборот розничной торговли за январь-май вырос на 5% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2004 года и составил 14,3 млрд рублей. Доля продаж на рынках с начала года снизилась до 17,2% от общего товарооборота (в январе-мае 2004 года – 19,4%). На продукты питания население республики потратило 46% всех средств, оставленных в магазинах. Это на 2% меньше, чем за пять месяцев прошлого года, и должно свидетельствовать о том, что жители Удмуртии могут позволить себе не только хлеб с маслом.
Приобщение к миру комфорта и высоких технологий не отучило граждан от тяги к спиртному: его оборот в Удмуртии вырос за январь-май на 4% в сопоставимых ценах, а всего алкогольной продукции и пива в республике было приобретено с начала года на 1,3 млрд рублей – примерно столько в бюджете Удмуртии ежегодно закладывается на капитальное строительство. При этом крепость горячительных напитков, поглощаемых населением Удмуртии, неуклонно снижается. Например, потребление водки и ликеров сократилось на 9%, зато увеличивается продажа вин (+16%) и пива (+10%). На каждый проданный литр водки в Удмуртии сегодня приходится один литр вина.
В заключение любопытно будет сравнить некоторые ключевые показатели уровня жизни в Удмуртии и России. По данным за апрель 2005 года, средняя начисленная заработная плата в стране составила 8 133 рубля, в Удмуртии – 6 180 рублей, или на 24% меньше. При этом годовой рост и номинального, и реального размера зарплаты в среднем по России больше, чем в республике. Но наиболее достоверно об уровне жизни позволяет судить не размер заработной платы, а динамика реально располагаемых денежных доходов населения. И здесь Удмуртия выглядит отсталой. Если в январе-апреле по стране реальные доходы увеличились на 5,8% к аналогичному периоду 2004 года, то в республике за те же четыре месяца с начала года реальные доходы населения уменьшились на 1,7%. В январе-мае рост этого показателя, наконец, превысил 3%, но все равно это почти вдвое меньше, чем общероссийский показатель. Поскольку такое соотношение сохраняется на протяжении многих лет, то, похоже, для Удмуртии это уже тенденция.