Седьмой километр Як.-Бодьинского тракта. Вдоль дороги, на обочине столпилось несколько десятков автомобилей. Владельцы машин озабоченно ходят вокруг – кто-то протирает тряпкой лобовое стекло, кто-то залез под капот. Однако это не пробка и не авария. Здесь готовятся к прохождению техосмотра.

Очередь на техосмотр растянулась на полкилометра. Май, по традиции, был и останется месяцем, когда большинство автомобилистов, даже тех, кто зимой не ездил, наконец-то выводят машины из гаражей и начинают ставить, что называется, «на ход». А потом те, у кого подошел срок, дружно едут в ГИБДД за заветным талончиком прохождения государственного технического осмотра. Его отсутствие карается предупреждением или административным штрафом в размере половины МРОТ, так что проходить техосмотр приходится, так или иначе. Тем более что самому водителю спокойнее, когда строгое «жюри» в мундирах и с погонами подтверждает, что машина ваша на самом деле исправна и может самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования.
Однако 2005 год стал все-таки исключением из правил. С 25 мая ни один автомобиль в Удмуртии не имел возможности получить талон о техническом осмотре. Решением Верховного суда Удмуртии республиканской ГИБДД запретили сотрудничать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые занимались диагностикой автомобилей и брали за свои услуги солидное вознаграждение (на территории Удмуртии подобные фирмы работали в четырех городах – в Ижевске, Воткинске, Сарапуле и Глазове).
Согласно Кодексу об административных нарушениях, проверять техническое состояние машин обязаны непосредственно сотрудники милиции. На сегодняшний день государственная инспекция не имеет сети собственных станций диагностики и оценивает только их сооружение в 50 миллионов рублей. В прокуратуре Удмуртской Республики сразу предупредили, что в связи со сложившейся ситуацией автомобилисты, которые не успели получить талон о техосмотре, не обязаны уплачивать штраф за его отсутствие, поскольку к самостоятельной диагностике ГИБДД еще не приступила и даже не утверждены новые размеры оплаты ее услуг. Естественно, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что пройти техосмотр в инспекции будет значительно дешевле, чем диагностировать авто в коммерческих предприятиях.
- Работникам ГИБДД запрещено требовать от водителей каких-либо экологических карт, технологических или по диагностике, и запрещено также пользоваться услугами коммерческих и иных организаций, - прокомментировал ситуацию первый заместитель прокурора Удмуртии Алексей Самсонов.
Решение суда вступило в силу. Это значит – коммерсанты, которые проводили инструментальную диагностику, должны быть отстранены от проведения техосмотра. Единственная организация, которая имеет право на проведение подобной процедуры, – ГИБДД. Как она будет это делать – с помощью компьютерной диагностики или по старинке – значения не имеет.
Единственное, что могло помешать, – отсутствие тарифов. Расценки, конечно, есть, но они установлены только на компьютерную диагностику. Поэтому прокуратура республики готовит еще один протест – на решение Региональной энергетической комиссии. В кратчайшие сроки РЭК должна принять новые тарифы – для ГИБДД.

фото Возобновили прохождение техосмотра только 29 июня, когда стало очевидно, что из-за задержки в очередь встанут сотни машин. Проходить техосмотр будет там же, где и до начала коммерческой деятельности - непосредственно в районных подразделениях ГИБДД Ижевска. Тем не менее, знакомые автомобилисты рассказали мне, что, пока шел суд да дело, техосмотр потихонечку продолжали осуществлять, причем с помощью тех же самых коммерческих организаций.

Все, что надо

Перед тем как ехать на это ответственное мероприятие, каждый, даже не заядлый автолюбитель должен найти дома все документы, относящиеся к автомобилю. В ГИБДД понадобится его свидетельство о регистрации (техпаспорт), ПТС, паспорт владельца или доверенного лица, медицинская справка, квитанции уплаты дорожного налога, за инструментальный контроль (если вашей машине нужно его проходить) и за сам техосмотр. Квитанции должны быть оформлены на имя собственника авто, даже если у вас так называемая генеральная доверенность, а дорожный налог нужно платить в сберкассе по месту жительства хозяина машины. Получателем платежа указывать налоговую инспекцию его района.
Требования гаишников, что доверенность должна быть заверена нотариусом, абсолютно незаконны. Гражданский кодекс позволяет проходить техосмотр и по доверенности в простой письменной форме. Стоит проверить, есть ли знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка и не просрочены ли в ней лекарства. Проходить техосмотр можно только по месту регистрации автомобиля. Если вы ездите по доверенности, то можете пройти его и в своем районе, но только после постановки машины на временный учет.
В начале техосмотра инспектор проверяет документы на автомобиль и полномочия водителя, сверяет номера и прогоняет их по базе розыска – там, где есть такая возможность. Излишне говорить, что номера должны быть чистыми во всех смыслах. Такое же пожелание – ни в каких законах не записанное – и к внешнему состоянию самого авто. Местами ржавый кузов и небольшие вмятины на несиловых элементах не могут быть причиной повторного визита на пункт инструментального контроля (ПИК). Хотя это случается.
Работники ПИКа проверяют состояние и работоспособность всех узлов и систем автомобиля, делая на диагностической карте соответствующие отметки. Если по каким-то показателям не укладываетесь в норму, то в течение 20 дней можете еще раз прийти на ПИК, и у вас будут проверять только эти параметры. Дополнительно платить ничего не придется.
Не каждый ПИК оборудован по последнему слову техники. Не везде могут проверить тормоза, если автомобиль с АБС или люфт рулевой колонки машины с гидроусилителем. И если нерадивые работники ПИКа говорят, что они не могут что-то проверить. Не могут – это их проблемы, а не наши.

В очередь…

Так, в идеале выглядит техосмотр. По крайней мере, таким он должен быть. Так он выглядел пару месяцев назад. А вот, что я увидел на третьем километре Як-Бодьинского тракта. Очередь, конечно, меня не поразила – любое подобное мероприятие, спустя рукава организованное, как правило, вызывает в нашей стране очереди.
Для проверки работоспособности автомобиля огорожен металлической сеткой небольшой загон. Три гаишника обслуживают совсем не маленькую вереницу машин. Перед воротцами загона расположился первый гаишник. В его обязанности входит внешний осмотр техники – чистота, комплектация и так далее. Безусловно, для него уже стала ритуалом проверка на прочность ремня безопасности.
Если у машины все в порядке, она проезжает ко второму гаишнику. Своими действиями он полностью заменяет аппаратуру ПИКа, добросовестно заглядывая под капот и что-то помечая в своем блокнотике. Если и здесь проблем не оказалось – нет вопросов. Водитель проходит к палатке, где третий гаишник выписывает ему талон о прохождении техосмотра.
Пропускная способность у этого пункта совсем небольшая, некоторые водители, с которыми я пообщался, говорят, что приезжают сюда уже не в первый раз. Вставать приходится в пять утра и целый день проводить на обочине. Кто-то отпрашивается с работы – по выходным пункт не работает. Зато процедура стала дешевле почти в два раза. Пожалуй, это единственная положительная сторона новой методики.
Понятно, что качество техосмотра, инструментами которого по бедности ГИБДД теперь являются глаза и руки, заметно страдает. Пройти такой техосмотр имеют равные шансы и новенькая «тойота» и 412-й «Москвич», выпуска конца восьмидесятых. Станут ли от этого безопаснее наши дороги, сложно сказать – время покажет. Но то, что водитель теперь лишний раз не заедет в автосервис, это точно.


Первый заместитель прокурора Алексей Самсонов:

- В 1998 году принято постановление правительства РФ о порядке прохождения государственного технического осмотра, которое разрешило проводить эту процедуру с участием различных организаций вне зависимости от формы собственности. При этом было предложено решить на уровне субъектов федерации порядок прохождения техосмотра. В связи с этим в Удмуртии ГИБДД провело конкурс, и к техосмотру были привлечены коммерческие организации.
Но 1 июля 2002 года в силу вступил новый Административный кодекс, который запретил участие коммерческих организаций в прохождении техосмотра. Это закон Российской Федерации, следовательно, он имеет высшую юридическую силу по отношению к постановлению правительства Удмуртской Республики. Мы обжаловали в суд постановление правительства УР, и Верховный суд принял однозначное решение – коммерческие организации были исключены. И ГИБДД осталось только подчиниться этому решению.
Сейчас ГИБДД пытается провести какой-то проект приказа через свое ведомство, оставив все, как было ранее. Но у них нет никаких шансов, пока не изменится закон РФ.
Сомневаюсь, что аварийная обстановка на дорогах обострится. Подобной статистики у меня пока нет. Есть три основные причины аварий: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение скорости и неграмотно выполненный обгон.