Несколько недель назад первый этаж Центрального универмага (в простонародье ЦУМа) стал таинственным способом освобождаться от торговых прилавков. На вопрос корреспондента «Д» одна из продавщиц пояснила, что «плацдарм» расчищают для солидной торговой сети «из соседнего региона».

Прихода иногородних ритейлеров в Удмуртии ждали давно. Каких только названий не наслушались ижевчане за последние годы,чаще других упоминались московские сети «Метро» и «Пятерочка». Однако по каким-то причинам экспансия не получилась. На удмуртской земле прижились разве что «электронно-бытовые» российские бренды «Эльдорадо», «Евросеть» и прочие. После визита в восемнадцатый регион делегации из Перми во главе с врио губернатора области Олегом Чиркуновым стали поговаривать о приходе в Ижевск пермского ритейлера «Семья». Руководитель управляющей компании «ЭКС» Светлана Кузьмич даже встречалась с администрацией города и, как сообщили СМИ, договорилась о выделении участка под строительство магазина сети. 49% акций ижевского ЦУМа, как известно, принадлежат администрации города, но находятся в доверительном управлении ФКГ «Сайгас», поэтому первое подозрение пало, естественно, на пермских соседей. Но опасения были напрасны - «Сайгас» пошел дальше.
По словам начальника администрации центрального универмага Дениса Кисилева, первый этаж крупнейшего торгового центра Ижевска действительно освобождается для нового арендатора. Не стал он скрывать и название – в Удмуртию заходит крупнейшая московская сеть «Техносила». Она развернется на площади в две с копейками тысячи квадратных метров и откроет двери для покупателей уже в ноябре этого года.

«Бесполезно защищать слабого»

Удмуртия - в какой-то степени уникальный регион. Пока соседи активно сотрудничают с крупнейшими сетями и строят современные гипермаркеты, наша республика из последних сил препятствует экспансии иногородних игроков.

Прояснить ситуацию мы попросили генерального директора ЗАО «Управляющая компания» (ТК «ДИК») Максима Коновалова.
«Руководство республики боится пускать крупные торговые сети в регион, пытаясь таким образом защитить своего производителя. Это, конечно, патриотично, но не дает развиваться рынку и самим сетям. Конечно, есть опасения, что такие сети, как «Метро», которые давно пытаются зайти в регион, не будут покупать продукцию у местных производителей. Но если она будет соответствовать их требованиям, почему нет? Например, в Казани московские «Рамстор» и «Перекресток» работают с местными дистрибьюторами.
Новые сети приносят технологии. Руководство Удмуртии, мы задавали аналогичные вопросы Юрию Питкевичу, предлагает еще 2-3 года подождать, а потом открыть регион, но это время местные сети будут по-прежнему стоять на месте. По сравнению с другими уральскими регионами наши ритейлеры занимают самые последние места. Взять ту же пермскую «Семью». В свое время в нее были вложены огромные деньги. Были приглашены московские и западные консультанты. Конечно, наша компания как оптовик тоже рискует, но в данном случае мы - за конкуренцию».