Три года назад, месяца через полтора после выборов мэра Воткинска, на которых «кандидат Волкова» и бывший первый секретарь воткинского горкома КПСС Александр Кузнецов одержал победу над Валерием Фридрихом, я отправился в соседний Воткинск, чтобы встретиться с «железным Фридрихом», два выборных срока возглавлявшим городское самоуправление, несмотря на «блокаду» со стороны республиканских властей.

 Бывший мэр встретил нас в своей тесной однокомнатной квартире по адресу: ул. Верхняя, 9, которую занимал до избрания мэром в 1994 году. На тот момент Фридрих даже не оформил пенсию, уже года полтора к тому времени положенную ему по закону. «Зарплаты хватало…», - ответил Валерий Леонидович на недоуменный вопрос моей сотрудницы.

Такой редкой степени воздержанности от соблазнов власти от чиновников, занимающих ответственные посты, сегодня никто не ждет. Нынешний мэр Воткинска товарищ Кузнецов, кстати, уже давно перебрался в элитную квартиру, купленную, по ходящим в городе слухам, на деньги местных авторитетных предпринимателей-депутатов братьев Кочетковых. Ну, может быть, сам купил - президент Удмуртии Александр Волков всегда высоко ценил политическую лояльность. Дело не в деталях.
На прошлой неделе произошло сразу несколько событий, имеющих прямое отношение к сакральному для России вопросу: что ждет чиновников «высших категорий» после ухода из власти? Оказывается – все, что угодно. Хуже всего приходится тем, кто ушел внезапно. Так, в четверг бывший вице-губернатор Корякского автономного округа Михаил Соколовский в Тигильском районном суде (п. Паланга, Корякский АО) признал себя виновным в превышении должностных полномочий и пожалел, что рядом на скамье подсудимых нет его бывшего шефа отставного губернатора Логинова. Г-н Соколовский был арестован в ноябре прошлого года (за три месяца до отставки губернатора) и в марте 2005 года уже был осужден на полтора года лишения свободы, но прокуратура посчитала наказание слишком мягким и инициировала новый процесс. Обвинение по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Соколовский обвиняется в выборе поставщика топлива для нужд ЖКХ без проведения обязательного конкурса, что стало причиной недопоставок топлива и срыва отопительного сезона. Оглашение приговора вице-губернатору назначено на 21 июля. Причем «дело Соколовского» не единственное уголовное дело в Корякском АО, на прошлой неделе обвинение по части 1 статьи 201 (злоупотребление полномочиями) предъявлено начальнику ГУП ЖКХ Корякского АО Николаю Прокопенко, и еще около десяти чиновников автономии за аналогичные преступления привлечены к ответственности. Между тем остается признать, что сам бывший губернатор Владимир Логинов, отрешенный 9 марта от должности указом президента Путина «в связи с утратой доверия президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей», потерял только власть, но не свободу.
То, что «первых лиц» трясут, но пока не сажают, ярко продемонстрировал и пример бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова, назначенного в прошлую пятницу Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Белоруссия. Дело в отношении супруги тогда еще губернатора Аяцкова Ольги Сергеевой управление Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу возбудило в июле 2004 года. Ее обвинили в присвоении двух построенных за счет бюджета коттеджей и прилегающих земельных участков в Октябрьском Ущелье в Саратове. 10 апреля 2005 года госпожа Сергеева в связи с неявкой на допрос была объявлена в федеральный розыск. В тот же день Фрунзенский райсуд Саратова вернул особняки в госсобственность, а 18 мая, после того как Сергеева полностью признала свою вину и возместила причиненный ущерб, дело было закрыто «за отсутствием состава преступления». Теперь супруги Аяцков и Сергеева остались без особняков, зато свободны, так же как и бывший корякский губернатор Логинов, да еще и при должности.
На фоне отлученных от исполнительной власти губернаторов Юрий Лужков самый благополучный. Его «запасной аэродром» в виде одобренных на днях депутатами пожизненных гарантий и перспективы остаться в политике, пересев в кресло руководителя Мосгордумы - уже фактически готов. «Консервируя» Лужкова, московским властям есть чего опасаться, в освободившихся от многолетнего сидения губернаторов регионах закипела жизнь.
Как сообщила на днях «Независимая газета», в областной Думе, где после отставки губернатора (Аяцкова) сменилось почти все руководство, создалась критическая ситуация - без малого половина депутатов готова проголосовать за самороспуск. Примерно в половине из 39 муниципалитетов области, по словам сотрудников областного правительства, либо закипают, либо уже вовсю кипят страсти вокруг глав «аяцковского призыва». В приемную нового губернатора Павла Ипатова регулярно поступают обращения с жалобами на разруху, коррупцию и чиновничий беспредел. На минувшей неделе стало известно о создании в правительстве области специальной «жалобной» комиссии. По словам губернатора Саратовской области, члены ее уже встречаются с населением проблемных районов. «Для меня и для партии («Единая Россия») лучше, если главами районных администраций и муниципалитетов будут единороссы. Это естественно, а как губернатора меня больше волнуют эффективность и профессиональные качества руководителя... Пусть он хоть из СПС или из КПРФ, главное - эффективность управления и чтобы не воровал», - заявил губернатор Павел Ипатов.
В интервью газете «Новые времена в Саратове» прокурор Саратовской области Анатолий Бондар говорит в унисон с новым губернатором: «Чиновник стал не таким наглым. Раньше они безбоязненно требовали взяток, сейчас, если и вымогают, то уже не так беззастенчиво. Мы заставили всех членов правительства Аяцкова задуматься над тем, что они не такие боги, как о себе возомнили, что и их можно покарать за нарушение закона». «Отличительная черта сегодняшнего положения, - считает прокурор Саратовской области - нет того кулуарного передела собственности, который существовал при бывшей власти. Происходит цивилизованная продажа. И это нормальный механизм работы экономики». В менее продвинутом в политическом плане Корякском автономном округе активна тоже не только прокуратура. Ориентировочно 23 октября там может пройти референдум по созданию единого с областью Камчатского края.

P.S. Понедельник принес новость в тему – в ночь с 15 на 16 июля в Иваново органы УФСБ провели обыски в квартире и служебном кабинете губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. Губернатор подозревается в получении взятки. По данному делу уже арестован руководитель «Ивавтодора» Валерий Цой.