Над российскими правоохранительными органами вновь сгущаются реформы. По крайней мере такие пожелания и даже конкретные проекты накануне были озвучены сразу несколькими источниками.
Вслух и от своего имени решила сказать об этом первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. "Надо распустить многие силовые структуры, снова создать народные дружины и товарищеские суды, - заявила вице-спикер. - Может, конечно, это немного дикое предложение, но то, что у нас творится в силовых структурах, это ужасно".
По мнению газеты "Время новостей", то, что может показаться лишь эмоциональным ответом Слиски на один из вопросов во время ее пресс-конференции, "в действительности отражает давно царящие и в политической элите, и в обществе настроения".
Подтверждением этому стало сообщение агентства "Интерфакс". Накануне оно процитировало "информированный источник в правительстве", который, комментируя "появившиеся в СМИ сведения о планируемом перераспределении полномочий правоохранительных органов", сообщил, что такие предложение "уже подготовлены".
Этот чиновник привел достаточно подробные планы реформы силовиков. В частности, по его данным, от ФСБ к МВД планируется передать функции по борьбе с экономическими преступлениями, наркобизнесом, а за самой ФСБ оставить вопросы борьбы с терроризмом и защиты конституционного строя.
Взамен ФСБ планируется наделить правом борьбы с коррупцией и злоупотреблениями во всех других правоохранительных органах. Службы же собственной безопасности, действующие в этих ведомствах, предлагается ликвидировать, поскольку, "как показывает практика, борьба за честь мундира не способствует объективности в расследовании различных служебных преступлений".
Возможно, самым важным моментом в комментарии "источника в правительстве" стала аргументация необходимости такой реформы: "Суть предлагаемых законодательных изменений - сделать так, чтобы ни у кого в правоохранительных органах не было монополии и был взаимный контроль".
По сути, это означает кардинальную смену курса в организации правоохранительной системы. За последние несколько лет спецслужбы "перетрясали" не раз - упраздняя одни, создавая и объединяя другие. Но всегда при этом объявлялось, что главная цель этих реформ - уход от дублирования разными ведомствами друг друга по тем или иным вопросам борьбы с преступностью.
В среду же масла в огонь дискуссий о новых реформах немного подлил и сам президент. Выступая на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Владимир Путин не исключил, что Федеральная миграционная служба (ФМС) могла бы быть более эффективной, если бы была гражданской (изначально ФМС и была гражданской, но три года назад в рамках очередной реформы силовиков была передана в ведение МВД). Правда, глава государства пообещал, что "скоропалительных решений" на этот счет не будет.
И в тот же день президент Владимир Путин объявил о новых кадровых перестановках в МВД России. Руководителем Федеральной миграционной службы (ФМС РФ) был назначен Константин Ромодановский, бывший глава департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД, который прославился борьбой с "оборотнями в погонах". (Предшественником ДСБ было Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) - прим. NEWSru.com).
Газета "Коммерсант" пишет, что генерал-лейтенант Ромодановский пошел на повышение, и возможно, впоследствии, станет гражданским министром. Бывший начальник ФМС Андрей Черненко вышел на пенсию по состоянию здоровья. По сведениям издания, ДСБ, скорее всего, возглавит один из генералов Федеральной службы безопасности. При этом, само ФСБ не прочь забрать себе часть функций бывшего ведомства Ромодановского.
Несмотря на оговорку президента о том, что "принимать скоропалительных решений" никто не станет, эксперты уверены: смена в руководстве ФМС означает, что служба ненадолго задержится в составе МВД. В самом ДСБ в неофициальных беседах "Время новостей" заявили, что Ромодановский отправился "на укрепление" в миграционную службу, в частности и потому, что в ФМС за последние годы произошло несколько громких коррупционных скандалов. Занимаясь этими делами, глава ДСБ достаточно хорошо "вошел в тему" миграционной службы.
Хотя разговоры о грядущей реформе силового блока не получили официального подтверждения, в самих спецслужбах они вызвали бурное обсуждение. В МВД, к примеру, многие расценили события и комментарии среды даже не как признак того, что "тучи сгущаются", а уже как "отдаленный гром перед приближающейся грозой".
Практически в спецслужбах о новых реформах весь последний год ходили не только слухи, но и открыто велись разговоры по поводу вполне конкретных проектов. Причем, по словам наших источников, среди таковых звучали и озвученные вчера "источником в правительстве" моменты. В частности, вопрос о передаче всей основной работы по экономической преступности в МВД поднимался, по неофициальной информации, в рамках переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Ее представители ожидали, что российские власти назначат "главного ответственного" по экономической безопасности вообще и защите иностранных инвестиций в частности. Объяснялось это тем, что этой темой занимаются сразу несколько ведомств, которые зачастую перекладывают ответственность друг на друга.
Не новой является и тема борьбы с коррупцией в правоохранительной системе. Вопрос о создании отдельной службы или придания таких функций одной из действующих спецслужб начал обсуждаться еще год назад. Впрочем, особо искать подтверждения кулуарным разговорам о новой грядущей реорганизации силовиков и не требуется. В конце апреля, выступая с посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин прямо заявил, что "организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов, соответствующие решения будут подготовлены".
Как реформировали силовиков
Март 2001 года. Указом Владимира Путина министром внутренних дел назначен Борис Грызлов. В июне этого же года происходит реформирование МВД. В министерстве создаются три основных блока: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности и служба тыла.
Март 2003 года. Владимир Путин издал пакет указов о реформе практически всего силового блока. В соответствии с ними была упразднена Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), вместо нее заниматься налоговыми преступлениями поручено милиции. МВД, в свою очередь, потеряло подразделение по борьбе с наркобизнесом. Заниматься этой проблемой поручено новой самостоятельной службе - Государственному комитету по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль), образованному на базе упраздненной ФСНП. Также было ликвидировано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Его функции перешли к ФСБ и Минобороны. Кроме этого в ведение ФСБ передана Федеральная погранслужба (ФПС).
Июнь-июль 2004 года. В рамках начатой несколькими месяцами ранее реформы всей системы исполнительной власти Владимир Путин подписал ряд новых указов по силовым ведомствам - ФСБ, Госнаркоконтролю (преобразован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), МЧС, МВД и Федеральной миграционной службе (ФМС). Изменения коснулись в основном внутренней структуры ведомств.
Константин Ромодановский прославился благодаря серии операций, названных СМИ "делами оборотней в погонах". Сразу после назначения главой ГУСБ МВД он разослал во все региональные УСБ распоряжение о проверке высокопоставленных руководителей милиции. За первые полгода его работы было возбуждено 32 дела против офицеров МВД, связанных с преступными группировками.
В ноябре 2001 года Константин Ромодановский инициировал проверку деятельности помощника экс-главы МВД Владимира Рушайло генерал-лейтенанта Александра Орлова. Господин Орлов, которого подозревали в вымогательстве средств у бизнесменов, был вынужден покинуть территорию России.
В октябре 2002 года Константин Ромодановский инициировал проверку работы МВД Калмыкии. Глава ведомства Тимофей Сасыков был обвинен в превышении должностных полномочий при распределении квартир сотрудникам милиции. 26 мая 2003 года министр Борис Грызлов снял Тимофея Сасыкова с должности, а на следующий день он был задержан силами ГУСБ и Генпрокуратуры на совещании в Нальчике. 5 июня 2004 года Верховный суд Калмыкии оштрафовал генерала за должностные нарушения, сохранив ему звание.
В июне 2003 года силами ГУСБ и ФСБ задержаны генерал-лейтенант начальник управления безопасности МЧС Владимир Ганеев и четверо старших офицеров МУРа. По данным следствия, участники этой преступной группы вымогали у бизнесменов крупные суммы денег, угрожая привлечением к уголовной ответственности. Впоследствии были задержаны еще двое "оборотней", один находится в бегах. Дело рассматривается Московским окружным военным судом.
В сентябре 2003 года ГУСБ провело еще несколько громких операций. Задержаны несколько сотрудников Госнаркоконтроля и экс-сотрудники управления по борьбе с наркотиками ГУВД Москвы, а также подполковник УСБ МВД Сергей Семенов. О расследовании их дел не сообщалось.
24 мая 2004 года Константин Ромодановский инициировал операцию ДСБ, названную в СМИ "делом оборотней с жезлами". В результате ликвидирована банда автоугонщиков из 100 человек, треть из которых, по данным ДСБ, составляли сотрудники милиции. Были задержаны восемь человек. 30 марта 2005 года Мосгорсуд приговорил их к различным срокам заключения.
27 апреля 2005 года ДСБ совместно с ФСБ в полном составе был задержан личный состав 3-й оперативно-розыскной части УВД Южного округа Москвы, а также несколько гражданских лиц и сотрудник ФСБ. По предварительным данным, банда занималась угонами автомобилей.

Источник: http://www.uralweb.ru/

Постоянный адрес новости: http://www.uralweb.ru/news/hot/news_id-232648.html