Оптовые компании и дистрибьюторы алкогольной продукции вовсю готовятся к ужесточению правил игры на рынке после вступления в силу закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Как стало известно Ъ, крупные игроки рассчитывают сохранить свои позиции путем организации собственных производств, для чего готовы объединяться с производителями. По их прогнозам, к осени следующего года на российском рынке останется не более 10-12 крупных алкогольных холдингов.

       Ъ Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступает в силу с 1 января 2006 года. Он обсуждался в Государственной думе РФ в течение трех лет. Зато в июле этого года закон был принят депутатами сразу во втором и третьем чтениях, а также подписан президентом. Его главным нововведением является ликвидация системы акцизных складов, лицензирования импортеров и экспортеров алкогольной продукции, а также квот на спирт и региональных знаков качества, наносимых на бутылку.
       Напомним, что, еще не вступив в силу, закон уже сумел нанести непоправимый ущерб городскому бюджету. Об отмене системы акцизных складов рынок узнал в апреле, и, как сообщали Ъ в администрации Петербурга, к началу июля налоговые органы сумели собрать всего 80% от полугодового плана по акцизам. Все дело в том, что многие оптовики, узнав о скорой ликвидации акцизных складов, просто перестали платить налоги. Таким образом, по итогам 2005 года городской бюджет может недополучить 1-1,5 млрд рублей акцизов, в то время как план составил 2,3 млрд рублей. К моменту же вступления в силу новый закон способен существенно изменить расклад сил в рядах самих торговцев алкоголем.
       "Хотя алкогольный рынок перенасыщен предложением и новым производителям приходится крайне тяжело, единственный выход из ситуации для акцизных складов -- это запуск собственного производства", -- отмечает Вениамин Грабар, генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания 'Ладога'". С ним соглашается Дмитрий Хорошев, президент корпорации "Петербургская широта". "Во всем мире дистрибьюторские компании не работают отдельно, а владеют собственным производством и торговыми марками. Наш рынок также идет к этому", -- утверждает господин Хорошев. Любопытно, что недавно компания "Петербургская широта" одной из первых запустила производство водки под своим брэндом.
       Впрочем, по оценкам экспертов рынка, запуск и продвижение собственного брэнда могут позволить себе далеко не все оптовые компании города. Ведь в таком случае вложить только в региональную рекламную кампанию придется порядка $1 млн. В то же время крупные производители считают, что рекламные ограничения не позволят компаниям занять заметную долю уже сформировавшегося рынка и большая часть новых брэндов пропадет. В итоге многие компании вынуждены обращаться к такому варианту развития, как объединение с алкогольными производителями. В этом случае дистрибьюторская компания получает гарантию дальнейшей работы с производителем. В свою очередь, для производителя дешевле приобрести готовый бизнес с налаженной системой дистрибуции и логистики, чем строить новый с нуля. "В городе идет активный переговорный процесс между владельцами различных брэндов о приемлемых вариантах совместной работы", -- отмечает господин Грабар. В частности, игроки указывают на то, что в данный момент соответствующие переговоры точно идут между московским заводом "Коньяки и напитки" (КИН) и его эксклюзивным дистрибьютором в Петербурге -- компанией "Корд".
       Как считают участники рынка, процесс объединения и вывода новых брэндов на рынок будет продолжаться не менее года и завершится к осени следующего года. По мнению экспертов, все идет к тому, что количество игроков на рынке будет сокращаться. "Единый процесс укрупнения алкогольного бизнеса уже начался и приведет к тому, что на рынке России останется не более 10-12 алкогольных холдингов с построенной федеральной дистрибуцией, а в ряде случаев и с собственной розничной сетью", -- прогнозирует господин Хорошев.

Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?year=2005&issue=146&id=124760&section=36