Пожар у соседей – зрелище, конечно, занимательное. Но разумно ли еще больше раздувать огонь вместо того, чтобы помочь его потушить? Разбушевавшееся пламя может и на твой дом перекинуться. Казалось бы, это очевидно. Между тем политика стран НАТО вплоть до «черного сентября» сводилась именно к раздуванию террористического пожара, бушевавшего на юго-восточных границах России. Лишь волна терактов, прокатившихся в последние годы по США и Европе, заставила руководителей западных стран, наконец, откликнуться на призыв нашей страны объединить силы в борьбе против терроризма и финансирующих его наркобаронов.

«Со стороны Афганистана, если называть вещи своими именами, происходит наркоагрессия по отношению к постсоветским государствам и всем остальным тоже», – заявил в ходе прошедшей в Берлине неформальной встречи министров обороны НАТО и России Сергей Иванов. Глава российского военного ведомства постарался донести до коллег свою обеспокоенность растущей динамикой производства наркотиков. По данным, которые он привел, в 2003 году в Афганистане произвели 360 тонн героина, в 2004-м – 420 тонн, а в нынешнем производство предположительно перевалит за отметку 500 тонн. И понятно, что средства, вырученные от продажи наркотиков, в первую очередь пойдут на финансирование экстремистских и террористических групп. Ведь общеизвестно, что наркомафия и терроризм – это две головы одного дракона, который сегодня терзает весь мир.

От производимой в Афганистане «белой смерти», прежде всего, страдает наша страна. Как считают эксперты, наркорынок в России является самым прибыльным. Ежегодные доходы дельцов, действующих на нем, достигают 6 млрд долларов. Причем техническая оснащенность и организованность наркомафии достигла такого уровня, что органы правопорядка уже с трудом ей противодействуют. «В России обкатывается новая технология доставки и сбыта наркотиков», – заявил недавно на пресс-конференции начальник аналитического отдела Департамента по борьбе с организованной преступностью  и терроризмом  МВД  Станислав Орлов.

Однако только ли наша эта проблема? Далеко не случайно Сергей Иванов подчеркнул в Берлине, что свыше 90% героина, нелегально поставляемого в Европу, имеет афганское происхождение. Оборот наркотиков, поступающих из этой страны, уже составил 30 млрд долларов. Между тем противодействие мировых держав наркотрафику пока результатов не приносит. А Россия уже не в состоянии сдерживать в одиночку поток героина из Афганистана. Тем более что ситуацию еще в большей степени осложнил вывод российских пограничников с таджико-афганской границы.

Конечно, наши спецслужбы не сидят сложа руки, меры принимаются. В июле текущего года в Подмосковье арестована группа таджикских наркоторговцев, которые пытались сбыть 240 кг героина. В конце августа пресечена деятельность преступной группы, куда входили бывшие участники незаконных вооруженных формирований таджикской оппозиции. Изъято 165 кг героина. Еще одна крупная партия в 270 кг задержана в центральном регионе. За наркопреступления к уголовной ответственности только за первое полугодие были привлечены полторы тысячи граждан иностранных государств. Но все это борьба с водой, а не с пробоиной, через которую она втекает. Правда, в начале 2006 года Федеральная служба РФ по наркоконтролю намерена открыть свое представительство в Кабуле. Однако если ее деятельность не поддержат другие государства, на серьезный успех едва ли можно рассчитывать.

В России это понимают. Сергей Иванов, выступая на саммите, заявил, что борьба с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, требует взаимодействия стран на внеблоковой основе. «Эффективное противодействие возможно только в том случае, если будут сотрудничать все страны, через которые лежат пути распространения наркотиков», – сказал он. Найдем ли мы понимание у стран НАТО?

По сообщениям Минобороны