Как стало известно „Ъ“, президент РТ Минтимер Шаймиев исключил ОАО КамАЗ из списка стратегических предприятий Татарстана. При этом республика вышла из состава акционеров автозавода: ее акции переданы ОАО «КамАЗ-Капитал» (КК) — указ об этом был подписан 10 августа. Структура — новый совладелец КамАЗа — не называется. Пресс-службы автозавода и правительства РТ сделку не комментируют.


Ъ  ОАО КамАЗ — крупнейший российский производитель грузовиков полной массы от 14 до 20 т. По данным компании, доля ОАО КамАЗ на российском рынке на конец 2004 года составила 37,3%. На протяжении 2002-2004 годов компания балансирует на уровне нулевой рентабельности (0,3%-0,4%), а чистая прибыль от ежегодной реализации 25-28 тыс. грузовиков составляла соответственно 79 и 208 млн рублей. Общая кредиторская задолженность составляет 18 млрд рублей: по кредитам ЕБРР и АКБ МФК — $74,3 млн, по японскому контракту на поставку оборудования — 12 млрд рублей (из них перед Минфином РФ — 11,1 млрд рублей, перед японской корпорацией Kanematsu Corporation — 1,1 млрд рублей). Стоимость активов компании на конец 2004 года составляла 64 млрд рублей. По данным на 1 августа основными акционерами общества являлись правительство РФ в лице РФФИ (34,01%), Внешторгбанк — 17,17%, правительство РТ — 11,6%.

О том, что КамАЗ был исключен из списка стратегических предприятий, стало известно только вчера, хотя указ был подписан еще 10 августа. Вопреки заведенной практике он не был опубликован в официальной прессе республики. Согласно указу №319, президент РТ Минтимер Шаймиев распорядился внести татарстанский госпакет в уставный капитал ОАО «КамАЗ-Капитал». В документе поясняется, что 91120237 штук (11,6 %) акций КамАЗа, находящиеся в собственности республики, передаются в КК по предложению Кабинета министров РТ. Любопытно, что до этого указа КК ни разу не упоминался в других документах или СМИ.
Как сообщили „Ъ“ в Минземимущества РТ, в конце августа правительство республики произвело обмен госпакета КамАЗа на акции КК. При этом госпакет акций Камского автозавода был оценен в 4,56 млрд рублей. В результате сделки по конвертации камазовских акций государство получило 38% КК. Впрочем, по сведениям „Ъ“, изменения в реестр акционеров Камского автозавода до сих пор не внесены.
Источники в правительстве республики упорно не комментируют происшедшую сделку по обмену акций КамАЗа, указывая на то, что решение принималось «на уровне высшего руководства» и не проходило согласования в республиканских ведомствах. В правительстве отказались сообщить, кто еще выступил соучредителем «КамАЗ-Капитала» и входит в состав совета директоров общества. В частности, не нашло подтверждения и предположение о том, что одним из соучредителей может быть ОАО «Связьинвестнефтехим»(СИНХ, госхолдинг, объединивший госпакеты 18 наиболее инвестиционно привлекательных предприятий РТ — „Ъ“). Вчера пресс-секретарь СИНХ Эльвира Сайфутдинова сообщила „Ъ“, что общество «не имеет никакого отношения» к КК. Само ОАО КамАЗ также опровергло свое участие в уставном капитале ОАО «КамАЗ-Капитал».
Опрошенные „Ъ“ эксперты не исключают, что соучредителями могли выступить информационно непрозрачные структуры (ООО или ЗАО — „Ъ“), близкие к руководству республики. По их мнению, теперь госпакет КамАЗа может быть продан, заложен и юридически эти действия нельзя будет считать нарушением законодательства о приватизации. Аналитики единодушны в том, что причиной отчуждения татарстанской доли явилась предстоящая приватизация федерального пакета акций в 34,01%, которая запланирована на 2006 год. Предполагается, что на торги будет выставлена основная часть госпакета. По их мнению, уже «дан старт в гонке претендентов» на крупнейший пакет акций КамАЗа, среди которых «нельзя исключать» и Татарстан. Они напомнили, что до сих пор остается неизвестным покупатель 6,78% пакета акций автозавода, который ранее принадлежал ЕБРР (см. „Ъ“ от 4 июня). «Тот, кто завладел этой долей, получил заведомое преимущество», — считают аналитики.
Очевидно, в канун приватизации власти республики прибегли к уже испытанной схеме, которая, в частности, была опробована при создании СИНХ в 2003 году. Тогда, напомним, наблюдатели предположили, что госхолдинг создан только для того, чтобы власти сохранили контроль над татарстанскими госпакетами вне зависимости от исхода республиканских выборов и федеральных реформ. И в этот раз КК возник сразу же после того, как министр торговли и экономического развития РФ Герман Греф обнародовал амбициозные планы вывода КамАЗа на международный рынок. «Полуприватизация» республиканского пакета позволяет избежать связанных с этим опасностей, например, того, что Москва потребует усилить казанским пакетом федеральный, которым компания будет оперировать на международных площадках. С другой стороны, никто не помешает КК вывести свои акции на рынок уже после роста котировок, ради которого и затеяна комбинация Германа Грефа.

Источник http://www.kommersant.ru/region/kaza

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/kazan/page.htm?year=2005&issue=181&id=131066&section=788