В связи с несостоявшимся аукционом по продаже 27,5 процента акций ОАО «Удмуртгаз» почему-то вспоминается народная поговорка: все, что не делается – к лучшему. Формальное отсутствие потенциальных покупателей, возможно, уберегло правительство УР от очередного скандала.

фотоУже тот факт, что аукцион был назначен на 26 декабря, когда страна активно переходит к новогодним возлияниям, а бизнес структуры закрывают годовые балансы, позволил усомниться в полной чистоте помыслов при проводимых торгах. Из самых безобидных возникли два предположения: либо переговоры с потенциальным покупателем еще не завершены, либо договоренность достигнута, но красивая для республиканского бюджета цена продажи слишком высока. Предпраздничная суета очень подходит для тихой инсценировки отсутствия интереса к продаваемому активу, чтобы спустя какое-то время уступить его уже с 50-процентной скидкой избранному приобретателю. Конечно, из соображений объективности нельзя было исключать и той возможности, что аукцион проводится с соблюдением всех юридических формальностей, а республиканские чиновники абсолютно беспристрастны.
Последней версии в разговоре с корреспондентом «Д» очень аргументированно придерживался заместитель министра имущественных отношений Дмитрий Пиваш. Напомним, чиновник категорически отверг предположение, что цена пакета была завышена. «Цена обоснованная, - отметил он, - кроме того, я считаю, что многие республиканские активы сегодня недооценены». Хотя г-н Пиваш признал, что, вероятно, у местных игроков действительно не оказалось столько свободных средств.
На вопрос «Д», велись ли переговоры с крупными федеральными структурами, Дмитрий Николаевич ответил отрицательно: «Мы не имеем права этого делать, но скажу, что звонки с Москвы (со стороны структур «Газпрома» – Е.Ф.) действительно были, видимо, не устроила цена». Факт переговоров с газовой компанией подтвердил и источник «Д», причем отметил, что продолжались они буквально до самого конца, то есть до дня аукциона, но «что-то не сложилось».
Интерес ОАО «Газпром» к удмуртской газораспределительной компании ни для кого не является секретом, как, впрочем, и довольно неоднозначные отношения с руководством республики. Почти полтора года длился газовый конфликт сбытовой газпромовской структуры ООО «Удмуртрегионгаз» и «Удмуртгаза». Правительство УР активно препятствовало переходу регионгаза на прямые поставки газа населению Ижевска и близлежащих районов. Конфликт с большим трудом удалось урегулировать, но осадок, безусловно, остался.
Тогда же возникли большие сомнения, что удмуртское правительство отдаст «Газпрому» региональные газораспределительные сети, которые сейчас формально находятся на балансе «Удмуртгаза».
Впрочем, все может измениться. Год назад «Д» уже писал о том, при каких странных юридических обстоятельствах сети и технические службы ОАО «Ижевскгаз», а также учет потребленного газа оказались на балансе «Удмуртгаза». Примечательно, что на «Ижевскгазе» висело 116 млн рублей долга за потребленное голубое топливо перед структурами Газпрома. Процедура вывода активов поставила предприятие на грань банкротства, процедуру которого газовики и инициировали, чтобы вернуть деньги, остановив «утечку» имущества, которое происходило под благовидными предлогами и при непосредственном участии правительства УР.
В ловушку «Ижевскгаза» попала еще одна крупная федеральная структура – «Комплексные энергетические системы». Ее «дочка» «КЭС-мультиэнергетика» в свое время приобрела в общей сложности около 34 процентов акций ижевской ГРО. Этот факт, по мнению аналитиков, и является основной угрозой для добросовестного приобретателя акций «Удмуртгаза». Представители КЭС вполне могут оспорить сделки по передаче имущества «Ижевскгаза» «Удмуртгазу». В «Газпроме» об этом не могут не знать, возможно, поэтому госмонополия и отказалась от участия в аукционе – платить без малого 181 млн рублей за актив с большими юридическими рисками, мягко говоря, неразумно.
Не исключено, что отказ «Газпрома» от аукциона имел куда более серьезные причины. «Удмуртгаз» входит в федеральный перечень стратегических предприятий, утвержденный указом Президента РФ, поэтому процедура согласования при его продаже автоматически усложняется. В разговоре с заместителем министра особый статус лота не был упомянут.
Но при любом раскладе республиканские чиновники сейчас находятся в сложном положении, выходом из которого вполне может стать выставление на аукцион республиканского пакета акций в одном лоте с федеральным (вкупе они дают 52,51 %). Такую практику в российских регионах уже опробовали. Однако в этом случае удмуртскому руководству придется забыть даже о потенциальной возможности попробовать получить «откат». Кроме того, в процессе предпродажной подготовки могут всплыть многие нелицеприятные факты.
А продолжая играть «в одиночку» республика рискует нарваться на очередной конфликт с «Газпромом», последствия которого тоже не слишком обнадеживают. На карту поставлены инвестиции в строительство сетей по российской программе газификации. На нее в ближайшие три года в целом по России будет выделен миллиард долларов. Эксперты считают, что при более вдумчивой политике президента Волкова регион вполне мог бы рассчитывать на суммы, близкие к тем, что вкладывал в газификацию в свое время Татарстан. Сегодня уровень газификации ближайшего удмуртского соседа – 98 процентов, среднероссийский показатель – 53 процента. Для сравнения: в нашей республике уровень газификации в городах – 50 процентов, на селе, так старательно опекаемом президентом Удмуртии – только 20 процентов. Рамочное соглашение с «Газпромом», заключенное в августе 2005 года, не принесет Удмуртии более 80 млн рублей в год. Есть о чем задуматься. Отсутствие у правительства окончательной позиции по данному вопросу фактически подтвердил заместитель министра Дмитрий Пиваш. Отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе непроданного пакета, он представил ее в следующих вариантах: в начале 2006 года республиканские чиновники решат, проводить повторный аукцион или объявить публичное предложение с 50-процентной уценкой; не исключен и вариант, что как таковой приватизации не будет, а пакет акций «Удмуртгаза» внесут в уставной капитал какого-нибудь другого ОАО. Куда на этот раз «спрячут» очень привлекательный, но в то же время такой проблемный актив? «Д» будет следить за развитием событий.


табл.