Акции протеста против нового Жилищного кодекса и антисоциальной реформы ЖКХ в целом, которые прошли во многих городах страны во второй половине 2005 года,  заставили власть пойти на частичные уступки. В конце декабря Федеральным собранием РФ был принят, а президентом Путиным подписан закон № 184-ФЗ, который вносит ряд важных поправок в коммунальное законодательство.

 

Основная часть принятых поправок направлена на усиление контроля со стороны  федерального центра за ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг. Вводятся предельные (минимальные и максимальные) уровни цен на товары и услуги предприятий коммунального комплекса в регионах.

Конечно, эти поправки не предотвращают очередного резкого повышения оплаты услуг ЖКХ в наступившем году для большинства населения (в среднем на 20-30%). Однако немало уже то, что государство под давлением протестного движения граждан признало исходящую отсюда угрозу и подготовило хоть какие механизмы для централизованного управления инфляционными процессами в коммунальной сфере.

Большинство средств массовой информации, комментируя принятие закона, обратили внимание именно на проблему регулирования тарифов и фактически прошли мимо другого, с нашей точки зрения, более важного момента – закон переносит сроки обязательного по новому Жилищному кодексу проведения собраний жильцов по выбору формы управления домом  на 10 месяцев – с 1 марта 2006 года на 1 января 2007 года.

Статья 3 нового закона гласит: «В статье 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) слова "в течение года со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заменить словами «до 1 января 2007 года».

Напомню, что целью властей, прописавших в Жилищном кодексе эту норму, является снятие обязательств государства за состояние жилья большинства граждан России, доведенного за многие годы недофинансирования ЖКХ до плачевного состояния. Более того, поскольку проведение домовых собраний при сознательном саботаже властей идет крайне низкими темпами (у нас в Ижевске, например, из трех с лишним тысяч собрания проведены лишь в около ста многоквартирных домах), согласно тому же Жилищному кодексу право выбора управляющей компании в доме, где не было проведено собрание, отходит муниципальным чиновникам. При нынешней смычке бизнеса и власти будет означать внедрение в России в коммунальную сферу диктатуры частника, ориентированного, прежде всего, на получение сиюминутной коммерческой прибыли.

Поэтому не только ограничение роста тарифов, но и отмена Жилищного кодекса в его нынешнем виде или, как промежуточный этап, - введение моратория на данную его норму (отсрочка с 1 марта 2006 г. на год позже) является одним из ключевых пунктов программы Союза Координационных Советов России (СКС) в сфере ЖКХ, принятой на конференции Союза у нас Ижевске в октябре прошлого года. Кстати, значение той программы, над которой работали  более чем 100  делегатов, съехавшихся в наш город со всех концов России, вообще сложно переоценить, поскольку именно к этому документу сегодня  обращаются различные оппозиционные силы при формулировке своих требований в коммунальной сфере.

Почему власти и обслуживающие их интересы «Единая Россия» (без голосов которой сегодня невозможно принять ни одного решения в нынешней Государственной Думе), пошли на отсрочку крайне выгодного для них пункта, который фактически отдавал дома под контроль частных управляющих компаний? Точно не потому, что к настоящему времени, выбрать форму управления смогли лишь 2% жителей многоквартирных домов России. Такое ли делали, если на кону несколько миллиардов долларов коммунальных денег? Власть просто вынуждена была отреагировать на ту разъяснительную и протестную кампанию, которую развернуло протестное движение, региональные комитеты СКС на местах.

Однако  отсрочка не есть еще отказ властей от антисоциальной реформы ЖКХ, также как не является она и методом вывода отрасли из системного кризиса. Именно поэтому Союз Координационных Советов России, в который входит и ижевский  Координационный Совет гражданских действий не отказывается от своего решения развернуть в феврале-марте массовую Всероссийскую кампанию в защиту прав жилищных прав граждан страны. Подготовка этой кампании станет одним из главных моментов обсуждения на третьей конференции СКС в 28-29 января в подмосковном Солнечегорске. Делегация из Удмуртии намерена предложить в качестве даты старта кампании 12 февраля, на которое запланирован большой митинг на Центральной площади Ижевска.

Как отмечает один из лидеров движения координационных советов, депутат Госдумы РФ (фракция «Родина») Олег Шеин,  одновременно с кампанией протеста должны быть подготовлены предложения по внесению изменений в жилищно-коммунальное законодательство. Прежде всего, необходимо прописать ответственность властей за ремонт жилищного фонда и признание накопленных долгов перед населением в этой сфере. Пример с переносом срока собраний показывает, что корректировка Жилищного кодекса в этой части возможна.

Координационный Совет и Общественный совет пенсионеров Удмуртской Республики, намерены также усилить разъяснительную работу по выбору формы управления домом в трех городах республики, где у нас есть свои активисты, - в Ижевске, Воткинске и Сарапуле. Целью этой работы должно стать смягчение негативных последствий для жителей действия нового Жилищного кодекса, предоставление людям возможности сделать сознательный выбор на условиях владения полнотой информации.

________________________________________________________

Андрей Коновал,

депутат городской Думы г. Ижевска

 

Старшие по домам и подъездам, активисты домовых комитетов!

Для получения методической помощи по вопросам проведения домовых собраний обращайтесь в редакцию газеты «День» по телефону 78-20-05.

 

\Врезка \

СПРАВКА

Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации

Опубликован 29 декабря 2005 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2005 года

Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2005 года